Муниципальные выборы в столице: чужие здесь не ходят
Лента новостей
Сегодня в некоторых регионах РФ выбирают и президента, и местную власть. На муниципальных выборах в Москве конкурс три человека на место. Некоторых кандидатов сняли с гонки. Избит Петр Милосердов из оргкомитета Ассоциации муниципальных депутатов Москвы
Сегодня, 4 марта, в России день единого голосования: вместе с президентом во многих субъектах РФ граждане выбирают региональную и местную власть. По данным столичного избиркома, на выборы в 125 муниципальных собраний Москвы зарегистрировалось 4138 кандидатов. Из них москвичи должны будут выбрать 1560 своих представителей. Глава комиссии Мосгордумы по госстроительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова сообщала ранее, что конкурс на место депутата — в среднем 2,7, а в некоторых районах — от 2 до 7 человек.
Депутаты муниципальных собраний — законные представители жителей района, которые уполномочены решать вопросы использования местного бюджета, благоустройства района, размещения объектов торговли, автостоянок, организации спортивной и досуговой деятельности по месту жительства, опеки и попечительства детей, призыва на военную службу, обеспечения безопасности населения.
Особенностью нынешних городских выборов является формальное отсутствие представителей от партии власти. Напомним, в конце декабря прошлого года политсовет «Единой России» решил не выдвигать своих кандидатов в муниципальные собрания Москвы, но при этом обязался помогать самовыдвиженцам. В Москве баллотируется примерно 2200 самовыдвиженцев. Из них около 1300, как сообщал ранее руководитель исполкома московского отделения «Единой России» Виктор Селиверстов, — тех, кто ранее «ходил» на выборы как представитель партии власти.
По данным портала гражданской инициативы «Наш город», таких кандидатов гораздо больше.
«Партия «Единая Россия» не выдвигала своих кандидатов на муниципальных выборах в Москве, а фактически эти кандидаты идут. Я настаиваю на термине «кандидаты-оборотни», — заявил BFM.ru 1 марта член оргкомитет Ассоциации муниципальных депутатов Москвы и координатор гражданской инициативы «Наш город» Петр Милосердов. — Это люди, которые стыдятся выступать под собственным партийным флагом, тем самым, я считаю, они обманывают людей, выдают себя за независимых кандидатов, хотя практически являются опять же административным ресурсом. По сути это закамуфлированный обман избирателей, обман политического потребителя на политическом рынке».
Если судить по официальным данным горизбиркома, среди кандидатов в депутаты муниципальных собраний насчитывается 60,87% самовыдвиженцев, 16,69% представителей КПРФ, 7,99% — от ЛДПР, 13,02% — от «Справедливой России» и около 1,43% выдвинуты другими партиями и общественными образованиями.
Снять на старте
Как на «больших» выборах — думских и президентских — на муниципальных выборах не обходится без судебных разбирательств (некоторые снятые с гонки кандидаты или не зарегистрированные кандидатами по формальным или надуманным поводам) пытаются в суде оспорить решение горизбиркома. Зачастую им самим приходится выступать в суде в роли ответчика.
Кандидат-самовыдвиженец по району Арбат Лада Ступишина в феврале сообщала, что председатель ТИКа пригласила ее получить повестку в суд, истцом по делу выступил действующий на тот момент муниципальный депутат Александр Лазарев, который в прошлый раз выбирался от «Единой России».
Как сообщил руководитель штаба кандидатов в муниципальные депутаты движения «Солидарность» Константин Янкаускас, Лазарев подал против Ступишиной «удивительный по абсурдности иск», в котором заявил, что решение о регистрации Лады Ступишиной в качестве кандидата в депутаты нарушило его «предоставленное Конституцией Российской Федерации (ст. 32) право быть избранным в органы местного самоуправления».
Сама Ступишина отмечает, что представитель ТИКа и истец «вместе присутствуют на судах, создается впечатление, что они совместно составили данный иск и будут пытаться меня снять». Уведомления об аналогичных исках получили ещё двое кандидатов-самовыдвиженцев Арбата — Марианна Талызина и Виктор Гриценко.
Константин Янкаускас привел примеры нарушений в ТИКе района Хамовники, где комиссия отказала в регистрации (а суд признал это решение законным) Станислава Церфасу на основании результатов графологической экспертизы и кандидату от КПРФ — из-за того, что документально не подтвердил статус военного пенсионера.
Наблюдатели также обращают внимание на существование схем, которые способствуют фальсификации муниципальных выборов. Одна их них: количество голосов подчитывают коллеги кандидата. Несмотря на то, что избирательный кодекс Москвы запрещает участие в избиркоме лиц, находящихся в непосредственном подчинении у кандидатов, это довольно часто встречающееся явление — чаще всего это касается образовательных учреждений.
Как сообщил BFM.ru Петр Милосердов, в этом году ни одна муниципальная газета в Москве не предоставила бесплатную площадь кандидатам. «Закон обязывает их это делать, если они заявляются на выборы. Но муниципальные газеты специально перестали выходить, чтобы не давать площадь муниципальным кандидатам. Было радикально сокращено количество мест для встреч с кандидатами, кое-где их вообще не предоставили. По сути, выборы проходят в полном информационном вакууме, никто о них не знает», — сказал он в беседе с BFM.ru в четверг, 2 марта.
Акция устрашения
А на следующий день произошел вопиющий случай: Милосердов подвергся нападению и получил травму головы.
«Я баллотируюсь в четырёхмандатном округе, — рассказал сегодня BFM.ru Петр Милосердов, — и один из оппонентов, который претендует на успех — директор ЖЭКа. Поступали со стороны его сотрудников угрозы и ранее, теперь эти угрозы реализовались. Меня встретили у подъезда три человека и побили ногами. В пятницу в час дня. Я ходил со своим коллегой Константином Колесниченко, разбрасывал листовки по ящикам. К нам подошли двое, предлагали деньги, чтобы мы этим не занимались. Мы, разумеется, отказались. Потом нас настигли четверо, один схватил Костю, трое били меня по голове. Это было возле метро Университет, пр-т Вернадского, дом 15. Мы написали заявление в милицию, как того требует закон. Съездили в травмпункт с подозрением на сотрясение мозга. Чувствую себя не очень хорошо, а попали бы сапогом в лицо, и — привет. Мне повезло, что у меня был с собой газовый баллончик: я успел применить его. Как-то они несколько стушевались, не ожидали отпора».
По словам Милосердова, 4 марта он ездит по избирательным участкам и контролирует ход голосования. «Два момента меня очень беспокоят, — признается он, — при мне выдавали бюллетени людям без открепительных, просто по паспорту. Говорю: «На каком основании выдаёте». Отвечают, что он был в списке. Список не предъявляют. Спрашиваю этого человека, который только паспорт предъявил (а он сам с пропиской в Челябинске): «Вы какое-то заявление писали?». Он ничего не знает, по-русски плохо понимает: он киргиз и недавно, видимо. получил гражданство. Ему выдали бюллетень: голосуйте, дорогой товарищ, на президентских выборах. Участок №2193. Там лежит список каких-то лиц, большинство из них не славяне. Я подозреваю, что это сотрудники ЖЭКа. Прописки у них московской нет, и быть не может. Их занесли в список на непонятном основании и начинают выдавать бюллетени».
Координатор проекта Лиги избирателей «Правовая помощь» Елена Бычкова также отмечает, что на избирательные участки Москвы «подъезжали по 4-5- автобусов с ростовскими номерами, что из Подмосковья ехали автобусы, в массовом порядке происходит голосование лиц неславянской национальности».
«В массовом порядке приходят жалобы, что происходит массовый вброс. Мы массово фиксируем такую информацию через веб-камеры», — говорит она.
Коэффициент полезного действия
Гражданская инициатива «Наш город» сформулировала задачи перед будущими депутатами муниципальных собраний, среди которых «дави на чиновника», «пиши законы», «учись политике».
Представитель Ассоциации муниципальных депутатов Милосердов отмечает, что значимость этих выборов заключается в том, что в этом году в них принимают участие очень много гражданских активистов, то есть людей, которые раньше занимались исключительно проблемами своего двора или подъезда, они сейчас решили пойти в политику.
«Эти люди являют собой сильную протестную силу, ядро, которое может еще выстрелить во всех событиях, которые, как я подозреваю, нас ожидают в связи с результатами президентских выборов, потому что я полагаю, что эти результаты не устроят никого, по крайней мере, из политически активных людей», — считает собеседник BFM.ru.
Представители гражданской инициативы «Наш город» выступают за то, чтобы полномочия управ постепенно передавались постепенно к муниципальным органам власти (муниципальному собранию и муниципалитету). Они также считают, что полномочия по согласованию нового строительства в Москве также надо передать муниципальным собраниям. Кроме того, их следует наделить полномочиями по контролю за ЖКХ и работами по благоустройству территории. При этом районные и муниципальные СМИ должны быть выведены из-под контроля чиновников. Они требуют также создать условия для развития Территориального общественного самоуправления (ТОС).
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы, настроен скептически: «Я думаю, что выборы муниципальных советников остались абсолютно на периферии. Но если партия власти сделала это абсолютно осознанно, то оппозиционные кандидаты просто упустили свой шанс, и это большой минус командам их политтехнологов. Они упустили свой шанс отыграть вот эту очень выгодную для себя повестку дня — проблемы Москвы, проблемы большой Москвы. После 1 января мы живем в новом субъекте федерации, а никто толком не понимает, как там устроена власть, будет ли там какая-то демократия на местном уровне, могут ли люди как-то влиять на принятие решений. Эта повестка дня ушла куда-то на второй план, а это больше 10% избирателей».
По его мнению, оппозиционные кандидаты занимаются абстрактными разговорами о демократии, а в это время реальная есть проблема с демократией в Москве, тем более в новой большой Москве. «Совершенно не понятно, как дальше будет организована система власти в этой большой Москве. В тех присоединенных районах есть избранные мэры, с ними что будет? Их ликвидируют, сделают управы? Реально есть проблема, что дальше будет вообще с демократией, — рассуждает политолог. — Есть абсолютно феодальная на уровне северокавказских республик система администрирования в городе Москве, где демократия начисто отсутствует, где есть абсолютно манипулируемая Мосгордума. Есть с какими-то зачатками демократии вот эти подмосковные районы, присоединенные к Москве. Так что будет: в Москве уровень демократии повысится до уровня области, или, наоборот, мы будем нивелировать демократию в этих районах и переводить ее в уровень абсолютно бесконтрольного чиновничества, которое сегодня существует в Москве».
Минченко увидел в нынешней предвыборной кампании в Москве «самые отвратительные черты лужковских выборов: недопущение на выборы оппозиционных кандидатов, активное использование административного ресурса».
«Конечно, муниципальные советники ничего не решают, но сам факт того, что это келейно проходит, не делает чести новой московской мэрии, учитывая тот факт, что из Собянина сейчас пытаются слепить чуть ли не икону для либералов, главного сторонника протестующих».