Экс-руководителей Банка Москвы пристроили к делу
Лента новостей
Бывшим топ-менеджерам Банка Москвы — Андрею Бородину и Дмитрию Акулинину — нашли новое дело. Следственный департамент МВД подозревает их в хищении более 6,7 млрд рублей под видом выдачи кредитов кипрским компаниям. Защита считает, что это от бессилия
Следственный департамент МВД возбудил очередное дело в отношении бывшего президента Банка Москвы Андрей Бородина и его первого заместителя Дмитрия Акулинина. Они подозреваются в хищении более 6,7 млрд рублей под видом выдачи кредитов кипрским компаниям.
О том, что в отношении бывших топ-менеджеров банка будет расследоваться еще одно уголовное дело, обмолвился 13 февраля начальник управления следственного департамента МВД России Павел Лапшов. Тогда он заявил, что расследование дела Андрея Бородина и других ведется по множеству направлений и в ближайшее время, вероятно, появятся новые эпизоды их преступной деятельности.
Сегодня в Следственном департаменте МВД сообщили, что новые подозрения в адрес Бородина и Акулинина касаются их деятельности в период с 2008 по 2011 год.
По версии следствия, в этот промежуток времени топ-менеджеры банка, используя своё служебное положение, организовали перечисление с корреспондентского счета Банка Москвы не менее 7,8 млрд рублей на счета подконтрольных им коммерческих компаний, зарегистрированных на Кипре. «При этом ни одна из двух десятков задействованных в преступной схеме фирм традиционно не вела какой-либо финансово-хозяйственной деятельности», — говорится в официальном пресс-релизе СД МВД. Ведомство информирует, что расчётные счета фирм-«однодневок» обслуживались кипрским банком.
Для создания видимости законности своих действий Бородин и Акулинин представили в руководимую ими организацию фиктивные договоры кредитования иностранных компаний, а также организовали частичное погашение задолженности.
Причем задолженности перед банком «гасились» деньгами самого банка: после получения очередного «кредита», небольшой процент от суммы направлялся обратно в качестве погашения предыдущего займа. Всего, по данным следствия, в ОАО «Банк Москвы» вернулось около 1,1 млрд рублей.
Оставшаяся сумма «кредитов», а именно более 6,7 млрд рублей, была похищена подозреваемыми и использована на собственные нужды, указывает Следственный департамент.
Мошенничество по второму кругу
Как сообщил BFM.ru Владимир Краснов, адвокат Бородина, сегодня следователь Елена Михайлова прислала защите по факсу повестку, в которой предлагает после праздника ознакомиться с постановлением о возбуждении дела по части 4-й статьи 159 УК (мошенничество в особо крупном размере), которая предусматривает до 10 лет колонии.
Аналогичная статья вменяется Бородину и Акулинину по их первому уголовному делу. Оно связано с выдачей в 2009 году кредита ЗАО «Премьер Эстейт» в размере 12,7 млрд рублей. Следствие считает , что кредит был предоставлен малоизвестной компании необоснованно, а деньги в итоге оказались на счетах строительной фирмы «Интеко», принадлежавшей Елене Батуриной, супруге бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.
Дело по факту выдачи ЗАО «Премьер Эстейт» многомиллиардного кредита завели еще в декабре 2010 года. В апреле 2011 года оба бывших топ-менеджера банка уехали в Великобританию, а 5 мая прошлого года Тверской суд Москвы заочно их арестовал.
Адвокат: «У меня слов нет. У клиента тоже»
Адвокаты обвиняемых утверждают, что в первом деле отсутствует уголовный аспект, а речь идет о банальных гражданско-правовых отношениях, что несколько дней назад и подтвердил Арбитражный суд Москвы.
16 февраля он удовлетворил иск Банка Москвы и взыскал с ЗАО «Премьер Эстейт» и ООО «Территориальная дирекция «Раменская», которая выступала поручителем, в общей сложности 13,5 млрд рублей (сюда вошли сумма кредита, а также проценты за просрочку платежей по нему).
«Теперь Банк Москвы 16 марта планирует провести аукцион по продаже прав требования по кредитам, по якобы украденным деньгам», — иронизирует Владимир Краснов.
Он считает, что следствие поспешило возбудить новое дело, так как старое «развалилось». Однако адвокату не совсем понятно, для чего было так спешить «в предпраздничный день, когда народ уже водку пьет». «У меня слов нет. Клиент звонил, у него тоже слов нет», — признался защитник. Он считает новое уголовное преследование Бородина «очередной попыткой дискредитации» экс-банкира.
Краснов недоумевает и по поводу того, что в списке акционеров Банка Москвы, у которых ВТБ не будет выкупать акции столичного банка, оказался Андрей Бородин. Ему как физическому лицу, по словам адвоката, принадлежит всего 25 штук акций Банка Москвы.
Банк Москвы в конце декабря 2011 года провел допэмиссию и разместил 91,75% выпуска акций в пользу структур ВТБ, таким образом, группа увеличила долю в банке до 94,84%. Почти все остальные акции — у юрлиц. У компании Plenium Invest Ltd., которую, по неофициальным данным, контролирует Бородин (по словам Краснова, кипрская компания этот факт не подтверждает — BFM.ru ), 2,99% акций Банка Москвы, у ССГ — 1,51%.
ВТБ не хочет выкупать акции у Бородина, оферта не касается и экс-зампреда совета директоров банка Льва Алалуева, бывших первых вице-президентов Дмитрия Акулинина, Елены Волковой, Сергея Молоствола, Леонида Терехова и экс-президента Столичной страховой группы Александра Судакова. Их доля в Банке Москвы как физлиц составляет несколько тысячных процента.
«В 30-е годы было понятие «лишенец», когда людей, преследовавшихся по политическим мотивам, лишали избирательных и иных прав. К таким «лишенцам» можно отнести и Бородина», — считает Краснов.
Позиция Бородина
Андрей Бородин утверждает, что уголовное дело в отношении него — это месть за то, что он публично заявил о злоупотреблениях при приобретении ВТБ у правительства Москвы 46,5-процентного пакета акций Банка Москвы.
Накануне он прокомментировал информацию о возможном вхождении в наблюдательный совет ВТБ бывшего зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна, курировавшего банковский надзор.
Бородин заявляет, что «неформальной причиной ухода господина Меликьяна из ЦБ стала ситуация с Банком Москвы» — ему поставили в вину недостаточный контроль за ним.
«Возможное назначение Меликьяна в совет ВТБ заставляет по-новому взглянуть на эту ситуацию. Ведь если в Банке Москвы действительно были крупные нарушения, то ВТБ, якобы пострадавший от этих нарушений, является последним местом на Земле, куда могли пригласить чиновника, допустившего возможность таких нарушений, — заявил Бородин. — Если же признать очевидное, что никаких масштабных проблем в Банке Москвы не было, то назначение Меликьяна в ВТБ выглядит логичным».
Судя по всему, следствие не собирается ограничиваться двумя уголовными делами в отношении Бородина и Акулинина. В начале года стало известно, что сыщики вплотную занялись эпизодом о продаже Банком Москвы принадлежащих ему акций лесопромышленного холдинга «Инвестлеспром». Они полагают, что в 2006 году Бородин и Акулинин незаконно заработали на сделке почти 200 млн долларов.
Потом в прессе прошла информация, что бывший президент Банка Москвы оказался фигурантом его одного уголовного дела: его обвинили в якобы незаконной продаже двух акций ОАО «Столичная страховая группа» и предъявили обвинение по статье 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба без признаков хищения). Адвокаты Бородина заявили, что об этом эпизоде они ничего не знают.