Где успешному директору посидеть за партой
Лента новостей
Надежда Сивашинская, директор корпоративного направления образовательного агентства ITEC, в интервью BFM.ru рассказала, как строится корпоративное обучение, какие направления являются самыми востребованными и почему
Многие компании признают, что профессиональное развитие и обучение топ-менеджмента и ведущих специалистов является эффективным инструментом трансформации и оптимизации бизнеса. Хорошие перспективы сегодня открывают интенсивные «кастомизированные» программы корпоративного обучения, в том числе организуемые в сотрудничестве с зарубежными провайдерами. Надежда Сивашинская, директор корпоративного направления образовательного агентства ITEC, в интервью BFM.ru рассказала, как строится корпоративное обучение, какие направления являются самыми востребованными и почему.
По оценкам экспертов, программ профессионального развития для руководителей высшего уровня на российском рынке явно недостаточно, хотя, например, для среднего управленческого звена и линейного персонала сегодня существует большой выбор тренингов и курсов, основанных на разнообразных методиках и техниках.
Для топ-менеджмента, разумеется, есть варианты в сегменте программ MBA, но не всегда эта модель обучения соответствует потребностям и возможностям студента-директора. «Руководитель динамично развивающейся компании не готов тратить полтора-два года своего времени на прослушивание лекционного материала, как правило, представляющего собой образцы сведений, которые можно обнаружить в открытых источниках. Он ждет практики, дополненной использованием современных подходов», — комментирует Надежда Сивашинская.
Решением могут стать краткосрочные интенсивные «кастомизированные» программы, разрабатываемые в соответствии с пожеланиями заказчика, учитывающие потребности в обучении каждого участника и уровень его предварительной подготовки. Можно «заказать» программу у российского провайдера, но, по мнению экспертов, такие варианты, как, впрочем, и MBA, страдают определенными недостатками.
В частности, сказывается отсутствие сложившейся практики взаимодействия с российскими по-настоящему успешными предприятиями и использования их материалов для бизнес-кейсов, да и универсальные методологические приемы их разработки у нас не поставлены. Кроме того, очень ограничены возможности подключения экспертов-практиков из компаний, имеющих положительный опыт развития, тем более что в его распространении руководители в основном не заинтересованы.
Стиль подачи на программах повышения квалификации для высшего руководства должен отличаться от привычной модели российского образования. Студентам–руководителям важно чувствовать результативность потраченного времени, эффективность программы для себя лично. «К сожалению, по словам многих корпоративных заказчиков программ повышения квалификации для топ-менеджмента, на российском рынке можно по пальцам пересчитать преподавателей, работающих с взрослой аудиторией, способных уйти от привычной им роли преподавателя–ментора к роли преподавателя-партнера, организатора процесса познания и развития. Большинство преподавателей не имеют практического опыта работы в успешных, динамично развивающихся компаниях и руководства реальными проектами, который помог бы им сменить акценты — отказаться от исполнения роли «требовательного руководителя» и войти в образ «члена единой команды», — говорит Сивашинская.
Где взять учителя
В качестве альтернативы, поясняют в ITEC, можно пригласить преподавателя–эксперта из-за рубежа для проведения обучения в России или организовать поездку сотрудников в зарубежную бизнес-школу. Безусловно, при проведении обучения для сотрудников одного предприятия по достаточно стандартной, очень короткой программе, не предполагающей элементов творчества или знакомства с достижениями или инновациями в той или иной области с посещением действующих предприятий–лидеров своих индустрий, первый вариант может быть более выгодным по финансовым соображениям.
«Если заказчику необходимо получить конкретную информацию по определенной тематике, которую может предоставить один эксперт, можно пригласить такого специалиста в Россию и провести тренинг на базе компании-заказчика. В этом случае, суммарная стоимость проекта получится на 25-30% меньше за счет сокращения логистических расходов», — комментирует Надежда Сивашинская.
Если же стоит задача ознакомиться с наилучшей практикой внедрения или применения передовых технологий в производстве или управлении, необходимо ехать за рубеж, а именно туда, где уже накоплен весь необходимый опыт и есть эксперты, готовые им поделиться. Такая поездка будет основана на получении практических знаний и освоении наилучшей практики их применения, будет запланировано большое количество встреч с руководителями производств.
Как правило, по опыту ITEC, посещение предприятия не означает, что группа будет проводить все время в производственных цехах, как это часто видится заказчикам. Управление технологическим процессом на современных производствах происходит в офисе у компьютеров, и поэтому большинство ознакомительных тренингов и встреч для топ-менеджеров проходит в офисах компаний.
В тех случаях, когда программа ставит своей целью придать новый импульс корпоративному развитию, конечно, стоит выбрать поездку сотрудников за рубеж, которая в любом случае будет более «стимулирующей», познавательной и эффективной, отмечает Сивашинская. Кроме того, эксперт упоминает и еще один положительный момент организации корпоративной программы именно за рубежом — «значительное повышение КПД» каждого сотрудника по сравнению с обучением в привычной обстановке на родине — в офисе или в тренинговом центре. Дело в том, что «косвенным», побочным эффектом выездного обучения становится возможность абстрагироваться от производственных задач и других отвлекающих дел и обстоятельств и посвятить максимальное количество времени получению новых знаний, и это оптимально для погружения в проблему.
Учеба по заказу
В России сегодня интерес к кастомизированным программам проявляют компании самых разных отраслей, все зависит от вектора развития бизнеса и внутренней ориентированности компании на развитие персонала в области применения самых новейших знаний и технологий. Прежде всего, по опыту ITEC, это компании, имеющие четко выраженную стратегию развития бизнеса и нуждающихся в знаниях и решениях, которые уже наработаны в мировой практике. Наиболее востребованы программы, связанные с внедрением инновационных технологий (например, в металлургии, органической химии, энергетике, авиастроении, создания и развития инновационных компаний при вузах). Актуально такое обучение и для стоящих перед необходимостью реформирования отраслей, когда требуются знания в области стратегического развития и планирования (здравоохранение, социальное страхование, туризм и гостиничное хозяйство).
Если говорить о востребованности международного опыта по странам, все зависит от того, какой из сегментов в той или иной экономике больше развит и соответственного готов предоставить наилучший экспертный опыт. По данным ITEC, энергоэффективность и применение возобновляемых источников изучают в Германии, органическая химия развита в США, лучший телекоммуникационный опыт накопила Канада. Наилучшую практику развития высокотехнологичных компаний и тяжелого машиностроения предлагают азиатские страны, прежде всего Китай и Южная Корея. Поэтому если стоит задача изучить наилучший промышленный опыт или, например, высокоскоростные железные дороги, заказчики проявляют интерес именно к этим странам. «Кроме того, именно для компаний из России и стран СНГ они представляют собой уникальный пример внедрения технологических инноваций и реформирования экономики в сжатые сроки (в отличие от Европы, которая развивалась постепенно и не имеет примеров и моделей суперинтенсивного развития)», — отмечает Сивашинская.
Говоря о масштабах рынка, эксперт напоминает, что кастомизированные программы стоят достаточно дорого и их могут позволить себе лишь лидеры отраслей: «Средняя стоимость программы зависит от уровня академической экспертизы, в которой нуждается заказчик, и может варьироваться от 150 тысяч до 300 тысяч рублей на одного человека за недельную поездку. Например, в ведущих рейтинговых бизнес-школах день обучения стоит от 10 тысяч до 30 тысяч евро за группу».
Формат обучения
Участникам таких программ надо быть готовыми к активной работе, так как в зарубежных бизнес-школах применяются абсолютно другие методы обучения и задача программы — именно развить стратегическое системное мышление, а не просто «передать» знания. Как показывает практика, российские слушатели, привыкшие к лекционному формату с минимальным участием в групповых дискуссиях, поначалу с трудом воспринимают в полной мере «игровые методы» обучения, часто используемые в корпоративных программах. «Многие испытывают шок, услышав предложение совместными усилиями испечь пирог или спеть в хоре. Однако это не развлечение, а самое что ни на есть важное упражнение, преследующее конкретную учебную цель, которая сводится к разработке алгоритма взаимодействия участников коллектива при решении нестандартных задач», — говорит Сивашинская.
Существует и другой тип программ, когда поездка ориентирована в большей степени на ознакомление с производством и состоит в большей мере из посещений предприятий и встреч с их руководителями. Такие программы дешевле, но в конечном итоге менее информативны, так как зависят от уровня открытости, заинтересованности и занятости того или иного представителя компании, принимающей таких гостей.
В целом, стоимость любой программы, организуемой и разрабатываемой под заказ в индивидуальном порядке, складывается из двух частей. Первая — это групповые затраты непосредственно на разработку программы и самого обучения (академической части программы), организацию перевода (если есть такая необходимость), групповых трансферов во время посещения предприятий, экскурсий (если они предусмотрены). Вторая — индивидуальные затраты на каждого участника — стоимость турпакета (билеты, проживание, питание, визы, страховки). Наиболее существенной частью являются именно групповые затраты, и чем больше человек в группе, тем дешевле получается поездка в расчете на одного человека.
При заказе образовательного проекта следует учитывать, что бизнес-школы разделяют «разработку» и «реализацию» программы, каждый из этих этапов требует пристального внимания и контроля качества заказчиком или его доверенным лицом — образовательной компанией, специализирующейся на корпоративных программах за рубежом. Многие компании предпочитают переложить все эти заботы на плечи образовательной компании, имеющей опыт ведения таких проектов и устойчивые связи с зарубежными бизнес-школами, университетами, исследовательскими и тренинговыми центрами, знающей «специализацию» каждого потенциального провайдера, ориентирующуюся в международных рейтингах. Пользоваться услугами специализированного агентства целесообразно еще и потому, что так, по словам директора корпоративного направления ITEC, проще выстроить логистику: «Все больше и больше компаний приходят к выводу, что удобнее, эффективнее и, в конечном итоге, выгоднее осуществлять документооборот с одной российской компанией, чем взаимодействовать с несколькими разными зарубежными поставщиками в рамках одной сравнительно недорогой услуги, кроме того, заказчик сможет получить комплексную услугу «под ключ» — заказ авиабилетов, трансферов, отелей, получение виз и страховок».
Стоит также учитывать, что все предварительные программы нуждаются в серьезной адаптации под потребности российских заказчиков. Применяемые зарубежными преподавателями методы обучения также в корне отличаются от принятых в России. Все эти «мелочи» требуют тщательной проработки на предварительном этапе. Иногда зарубежные эксперты-разработчики кастомизированных курсов недооценивают «входящий» уровень квалификации российских руководителей, и от заказчика программы требуется четко формировать запрос, указывая, каков предварительный опыт потенциальных слушателей в той или иной области, и, учитывая эти входные данные, корректировать цели и содержание обучения.
«В среднем на предварительный этап любого образовательного проекта следует выделять от одного до двух-трех месяцев, — говорит Сивашинская. — Это вполне естественно, так как непосредственно разработка включает в себя несколько стадий: анализ рынка и актуальных тенденций в различных странах, подбор возможного провайдера, подготовку программы (формулировку задания и ответы на уточняющие вопросы), согласование итогового варианта программы с заказчиком, организация посещения предприятий и подтверждение участия экспертов индустрии в программе. Все эти составляющие требуют взаимного согласования сторон и потому занимают определенное время».
Эффективность корпоративных образовательных программ, по мнению Надежды Сивашинской, оценивается в относительных величинах: «Прежде всего, это мотивационная составляющая, которая выражается в положительных ответах на вопросы о том, «появилось ли желание у сотрудников делать что-то новое для того, чтобы повысить эффективность процессов, направлений и проектов», «дали ли новые полученные знания и навыки толчок к развитию профессиональных качеств сотрудников и их устремлений». Второй очень важный аспект — экономическая эффективность вновь создаваемых процессов на основе полученных знаний. Еще один существенный вопрос, появилась ли команда единомышленников, имеющих общие знания и производственные задачи, которые необходимо решать совместно.