16+
Среда, 18 декабря 2024
  • BRENT $ 73.69 / ₽ 7590
  • RTS738.50
7 февраля 2012, 15:32 Право

Суд оставил «Алтын» без золота

Лента новостей

Верховный суд оставил в силе решение Мосгорсуда в отношении вещдоков по делу о контрабанде «ювелирки». В итоге, холдинг «Алтын» не сможет вернуть ювелирные изделия общим весом в 1,5 тонны, а Антонина Бабосюк — паспорт гражданки Киргизии

Адвокат Генрих Падва и вице-президент наблюдательного совета ювелирного холдинга «Алтын» Антонина Бабосюк. Фото: РИА Новости
Адвокат Генрих Падва и вице-президент наблюдательного совета ювелирного холдинга «Алтын» Антонина Бабосюк. Фото: РИА Новости

Верховный суд России сегодня отказался вернуть документы и золото, изъятые в ходе расследования уголовного дела бывших руководителей и сотрудников ювелирного холдинга «Алтын». Вышестоящая инстанция оставила в силе постановление Мосгорсуда, который, прекратив дело Антонины Бабосюк и еще четверых фигурантов, не решил судьбу вещественных доказательств.

12 декабря прошлого года Мосгорсуд закрыл дело о контрабанде золота для ювелирного холдинга «Алтын» в связи с декриминализацией соответствующей статьи УК. Трое из пяти фигурантов тогда были освобождены из-под стражи в зале суда. Однако суд не стал решать судьбу вещдоков, в частности, ювелирных изделий общим весом в 1,5 тонны, изъятых в ходе следствия в офисах и магазинах «Алтына». Суд указал, что вещдоки проходят по другому делу, из которого было выделено дело Антонины Бабосюк и сотрудников холдинга.

Уже тогда Бабосюк заявила, что намерена добиваться возврата украшений. Она, а также двое экс-обвиняемых — ее муж Владимир Феньков и житель Тюменской области Сергей Титенков — подали жалобу в Верховный суд, в которой просили изменить решение Мосгорсуда в отношении вещественных доказательств.

На заседание Антонина Бабосюк и Владимир Феньков приехали лично. Сергей Титенков предпочел прислать адвоката.

Обращаясь к судьям, Антонина Бабосок сообщила, что является не только гражданкой России, но и Киргизии, а среди изъятых вещдоков были не только ювелирные изделия, которые оперативники ФСБ забрали из магазинов, но также ее личные украшения, общегражданский и заграничный паспорта гражданки Киргизии. «Там общегражданский и заграничный паспорт, ноутбуки, телефоны, без которых нарушаются мои права. Я не могу передвигаться по территории Киргизской республики и выезжать за границу», — посетовала бывшая обвиняемая.

Ее адвокат Генрих Падва указал, что на сегодняшний день из изъятого «не возвращено ничего».

«Незаконное изъятие вещей у оправданных»

Он рассказал, что выделенное уголовное дело, к которому, как следует из решения суда, в настоящее время приобщены вещественные доказательства, расследуется в отношении неустановленных лиц. Однако прежде, до того, как дело было направлено в суд, изъятые предметы в нем были, и обвиняемые с вещдоками ознакомились. «Когда они нужны, они предъявляются для ознакомления, а когда дело направляется в суд — их нет! Это просто издевательство. Это незаконное изъятие вещей у людей, которые оправданы в связи с отсутствием в их действиях состава преступления», — возмутился Падва.

Адвокат отметил, что выделение дела было произведено с грубейшим нарушением закона. По мнению Падвы, именно дело Бабосюк следовало сделать основным, и уже из него выделять дело в отношении неустановленных лиц. «Так гласит закон. Это абсурд — делать основное дело из неустановленных лиц», — считает защитник.

Он и его коллеги просили, помимо возврата документов и личных вещей, «предоставить возможность» законным владельцам — юрлицам, которым принадлежало изъятое в офисах «Алтына» золото, получить его.

«Но если мы отменим постановление Мосгорсуда в этой части и направим на новое рассмотрение, то судья скажет — у меня нет этих вещдоков, они при другом деле...», — привел аргумент судья Верховного суда Алексей Шурыгин.

«Но в нашем деле нет ни слова о том, что вещдоки оставляются при другом деле», — возразила второй адвокат Антонины Бабосюк Татьяна Ножкина.

«Когда я в последний день знакомилась со своим делом, вещдоки были при нем», — подтвердила Антонина Бабосюк.

Представитель Генпрокуратуры просил оставить решение Мосгорсуда без изменений, считая его законным и обоснованным. «Сложившаяся ситуация не лишает заявителей возможности обратиться с заявлением о решении судьбы вещественных доказательств к органам следствия», — сказал он.

В итоге, пробыв в совещательной комнате 10 минут, кассационная коллегия Верховного суда по уголовным делам согласилась с мнением прокурора.

Бабосюк: «ФСБ боится отдавать украшения»

Покидая суд, адвокаты сказали, что ожидали подобного исхода. «Речь идет о нескольких тоннах золота, которое государство просто так не хочет отдавать», — сказал BFM.ru Генрих Падва. Антонина Бабосюк, в свою очередь, полагает: в том, чтобы не возвращать «ювелирку», заинтересованы сотрудники ФСБ. «Изъятие происходило с чудовищными нарушениями. Они просто горстями бросали украшения в коробки, хотя при любом изъятии ювелирные изделия должны были переписать с указанием веса, цены, описания, — рассказала BFM.ru бывшая обвиняемая. — Драгоценности несколько месяцев валялись в ФСБ, и только еще спустя полгода их сдали в Гохран. Тогда уже пригласили специалистов пробирной инспекции, которые взвешивали то, что осталось».

По словам Антонины Бабосюк, неизвестно, сколько украшений пропало во время следствия. То, что хищения были, подтверждают директора магазинов холдинга, ставшие свидетелями изъятия, говорит предпринимательница. «Они отказывались ставить подпись под протоколом об изъятии, тогда приглашали каких-нибудь уборщиц», — утверждает Бабосюк. Именно поэтому, по ее словам, следствие не спешит возвращать вещдоки, опасаясь, что в этом случае недостача станет очевидна.

Судьба выделенного уголовного дела пока неизвестна. «Там никаких новостей и не будет, его тоже должны прекратить», — считает Генрих Падва. Он и его подзащитные не теряют надежды добиться возврата ценностей. Как сообщила BFM.ru Татьяна Ножкина, адвокаты намерены оспорить сегодняшнее решение в надзорной инстанции — президиуме Верховного суда России.

Уголовная история без конца

По данным ФСБ, ювелирные изделия представители «Алтына» закупали у мелких производителей в Турции, Италии, Китае и Объединенных Арабских Эмиратах и контрабандой ввозили в Киргизию, где на изделия ставились российские клейма. После этого товар контрабандным путем переправлялся в Россию.

Вице-президенту наблюдательного совета ювелирного холдинга «Алтын», 37-летней Антонине Бабосюк, и еще четверым обвиняемым вменялась контрабанда в особо крупном размере (часть 4-я статьи 188 УК) и покушение на контрабанду на сумму около 40 млн рублей. Им также инкриминировалось участие в преступном сообществе с использованием служебного положения (часть 3-я статьи 210 УК).

Антонина Бабосюк просидела под стражей 1 год и 7 месяцев, затем была отпущена под залог в 30 млн рублей по решению Верховного суда России. Предпринимательница вину отрицала. По словам Бабосюк, в холдинге она не отвечала за закупку товаров, а лишь «была его лицом» и занималась рекламой.

Шестой фигурант — руководитель компании «Тянь-Шань» Владимир Суховеев в ходе следствия согласился признать вину. Его дело в сентябре 2011 года рассмотрел Омский областной суд и приговорил его к 4 годам лишения свободы. Как стало известно BFM.ru, недавно Суховеев подал в суд ходатайство о прекращении уголовного преследования в связи с тем, что преступление, за которое он осужден, перестало быть уголовно-наказуемым.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию