Давос: бизнес в плену политиков
Лента новостей
ВЭФ нынешнего года собрал не меньше звезд политики и бизнеса, чем в прошлые годы, но многие участники дискуссий в Давосе жаловались на «ощущение бессилия» в условиях кризиса
«Давос всегда Давос», — любит повторять один из топ-менеджеров с Уолл-стрит, но в нынешнем году это правило, похоже, не срабатывает, пишет газета The Wall Street Journal. Внешне все как всегда: главы государств и правительств, владельцы и топ-менеджеры крупнейших компаний и даже звезды шоу-бизнеса, — все они собирались на пять дней на швейцарском горнолыжном курорте. Закулисные сделки, экспертные прогнозы и время от времени интересные дебаты, — все это также было в наличии. Но, как замечает автор статьи, редактор отдела финансов и инвестиций WSJ Франческо Геррера, явственно присутствует ощущение, что чего-то недоставало.
На трех предыдущих ВЭФ в Давосе, которые освещал Геррера, участники производили впечатление людей, которые реально влияют на важнейшие события в мире. На этот раз такого ощущения не возникало, утверждает автор.
Экономический кризис в Европе доминировал в дискуссиях на сцене ВЭФ и за кулисами форума, но участники этих обсуждений — «капитаны промышленности, титаны финансов и известные ученые — испытывали непривычное для таких людей ощущение бессилия». Как говорит неназванный глава международной корпорации, которая инвестировала миллиарды долларов в Европу, «все теперь зависит от политиков: либо они действуют, либо нет; от бизнес-сообщества теперь мало что зависит».
Надежды на проявление политической воли были особенно высоки перед выступлением руководительницы крупнейшей экономики Европы Ангелы Меркель. Один из инвесторов с очень хорошими связями шепнул корреспонденту WSJ, что, согласно утечкам из окружения канцлера, от ее выступления следует ожидать крупной политической инициативы континентального масштаба. Но вместо того, чтобы уподобиться Маргарет Тэтчер, фрау Меркель лишь прочла лекцию, адресованную главам Италии, Испании и Португалии о необходимости дальнейших мер экономии.
Эта лекция не стала духоподъемной для инвесторов. Как признался впоследствии в беседе с Франческо Геррера менеджер крупного инвестиционного фонда, пока он слушал выступление канцлера Германии, — «продал все свои европейские позиции».
Меньше внимания обратили на ту часть речи г-жи Меркель, в которой она изложила свое видение федеральной Европы с центром в Брюсселе, который будет все больше походить на наднациональное правительство. Зато этот пассаж очень задел британского премьера Дэвида Кэмерона, который, со своей стороны, обрушился с уничтожающей критикой на единую европейскую валюту как проект и на руководство этим проектом со стороны Германии. Подобная резкость также не соответствовала традиции и духу Давоса, где стараются избегать прямых столкновений и споров между главами правительств.
Несколько менее напряженная обстановка была среди лидеров бизнеса, тем более, что в отсутствие руководства Белого дома «американский флаг оптимизма» несли в Давосе представители Уолл-стрит. Несколько американских банкиров весьма позитивно отозвались о планах ЕЦБ предоставить европейским банкам почти полтриллиона евро. Один из плюсов этого плана, в глазах американских финансистов, заключается в том, что дешевые кредиты ЕЦБ могут существенно ослабить давление рынков — по крайней мере, до тех пор, пока погрязшие в противоречиях европейские политики не договорятся о долговременном решении проблем континента.
Как выразился один из американских банкиров, «купить немного времени — хорошая идея». Но сам по себе план ЕЦБ — это еще не есть решение долгосрочных проблем финансового сектора Европы. А вот относительно других возможных решений этих проблем Давос оказался весьма скромен на рецепты, резюмирует WSJ.