16+
Понедельник, 23 декабря 2024
  • BRENT $ 73.31 / ₽ 7503
  • RTS812.12
24 февраля 2012, 18:12
В фокусе: Дельные книги

«Стив Джобс меня обманул, и меня это задело»

Лента новостей

Книга «Стив Джобс и я» — попытка сооснователя Apple Стива Возняка разрушить мифы, связанные с компанией, которые выставляют, в том числе, и его в невыгодном свете. «Забавно, но Apple — мой бич», признает он в книге

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Известно, что Стив Возняк (он же Воз) и Стив Джобс были полной противоположностью. Джобс умел делать деньги из того, в чем Воз видел только развлечение или же увлекательное занятие. Джобс был маркетинговым гением, а Воз — компьютерным.

Книга «Стив Джобс и я. Подлинная история Apple», вышедшая в издательстве «Эксмо», появилась после 112 часов бесед с журналистом Джиной Смит в ресторанах Pearl’s в Сан-Франциско и The Hick’ry Pit в Калифорнии. Компьютерный гений, за которым также прочно закрепилась слава интроверта, решил написать ее, потому что вокруг Apple ходит столько легенд и мифов, и до сих пор нет ни одной книги, в которой бы вся история компании была изложена корректно.

Рецензия на книгу «Стив Джобс и я. Подлинная история Apple», которая написана сооснователем Apple Стивом Возняком, публикуется в день рождения Стива Джобса. Сегодня ему исполнилось бы 57 лет.

Стив Возняк пытается объективно изложить историю создания и развития Apple, но остается таким же субъективным, как и другие авторы. Признание в том, что компания вопреки мнению многих создавалась не в гараже, а в кабинете Возняка в квартире, которую он снимал, и в спальне родителей Стива Джобса, а с гаража начиналась HP, — самое невинное из тех, что делает Возняк.

В книге есть мальчишеское хвастовство, в ней полно обид и легких недомолвок. В ней вообще слишком много личного.

Появлению компьютеров Apple мир обязан, вероятнее всего, отцу Возняка. Тот работал «на суперзасекреченной работе в рамках ракетной программы в корпорации Lockheed». И именно с его подачи сын увлекся электроникой.

Отец рассказывал Возу про работу атомов, электронов, нейтронов и протонов, про то, как работает электрическая лампочка и транзисторы. Свой первый технический проект создатель компьютера Apple реализовал в возрасте шести лет. Это был детекторный приемник. Этот проект помог ему реализовать его отец. Затем в 11 лет он соединил шесть домов на своей улице при помощи интеркома. Сначала схема использовалась для того, чтобы звонить друг другу и говорить что-то типа «Эй, это так круто!» или: «Проверь мой звонок, позвони мне», а потом для того, чтобы тихо сбегать из дома по ночам.

А свои первые компьютеры он сначала собирал в своем воображении (это было до появления компьютера «Крем-сода»). У него были лишь схемы существовавших на тот момент машин. И он пытался спроектировать компьютер меньшего размера, строя многочисленные новые схемы. Уже к колледжу он перепроектировал несколько самых известных компьютеров в мире. В теории.

Уроки отца и по сей день составляют основу всех знаний и методов, которыми пользуется создатель компьютера Apple. Уже потом отец начал пить и с сыном он по нескольким причинам оказался, что называется, по разные стороны баррикад.

На протяжении рассказа о себе Воз не устает подчеркивать, что он в освоении электроники всегда был впереди всех. Он и его друзья были «электронными детками». В конце концов, увлечение электроникой привело к тому, что Воз стал изгоем в классе, потому что сверстников, помимо учебы уже начали интересовать вечеринки и представительницы противоположного пола, а его — только электроника. Фактически одиночкой он был и в юности. Воз пытался примкнуть к хиппи, поскольку у него были схожие с ними взгляды на войну и политику. Но Возняк не употреблял наркотики, так что для хиппи он был чужаком.

Но опять же технический ум и недюжинные способности позволяли ему откровенно издеваться над однокашниками: к примеру, в колледже Воз собрал телевизионный глушитель и на протяжении года приходил в общежитие в комнату, где все смотрят телевизор, и глушил сигнал. При этом люди стучали по телевизору, крутили антенну и прочее, а Возняк включал и выключал глушитель. За год таких розыгрышей (они ему, кстати, так и не наскучили за такой долгий период) никто не вывел Воза на чистую воду.

На протяжении всего повествования Стив Возняк неоднократно возвращается к описанию своих прошлых проектов и рассказывает о них с таким увлечением, что иногда переходит на птичий язык инженеров. Читаешь эти воспоминания и ловишь себя на мысли: когда же на сцене появится Стив Джобс? Вот он: на 66-й странице. «У меня не хватало смелости обратиться в компьютерные компании и запросить образцы их дорогостоящего оборудования. Год спустя я познакомился со Стивом Джобсом. Он продемонстрировал отменную невозмутимость, просто позвонив торговым представителям этих компаний и получив необходимые микросхемы бесплатно. Я сам не смог бы такого сделать. Этот союз интроверта и экстраверта … очень помогал нам в те дни. Один из нас с легкостью добивался того, что было сложно для другого».

Историй с Джобсом в этой книге предостаточно. Оба Стива успели побывать героями «Алисы в стране чудес». Джобсу понадобилась подработка, и они ее нашли: надо было простоять в универмаге Westgate неделю в костюме Алисы, Белого Кролика или Безумного шляпника. Оба Стива успели побывать и Шляпником, и Кроликом. Возняку понравилось, а Джобс сказал, что «это было отстойно».

Еще один их ранний «до-яблочный» проект фактически был вне закона. Стивы занимались так называемым телефонным фрикингом — взломом телефонных сетей для совершения бесплатных телефонных звонков. Воз создал цифровую «синюю коробку», которая позволяла это делать. Но он с ней развлекался, а Джобс придумал, как делать на этом деньги. Способ продажи был необычным: в студенческом общежитии в Беркли они стучали в дверь и спрашивали: «А Чарли Джонсон здесь?». Человек переспрашивал: «А кто это?». «Ну, это тот парень, который знает, как звонить бесплатно». Им удавалось делать «синие коробки» по 40 долларов, а продавать по 150 долларов. Доход делили поровну. Бизнес закончился, когда оба оказались под дулом пистолета.

Есть среди этих историй и не очень приятные. Воз рассказывает о том, как они вместе работали над созданием одной компьютерной игры, Стив Джобс получил за нее несколько тысяч долларов, а приятелю озвучил общую сумму гонорара в 700 долларов. «Он меня обманул, и меня это задело. Но я не стал из этого раздувать скандал», — признается Возняк.

Во всех рассказах, так или иначе связанных с Джобсом, чувствуется, что отношения между партнерами не были радужными. «Стив в глубине души счел меня слабаком», — делает предположение Возняк, когда рассказывает о том, как незадолго до IPO Apple он захотел отблагодарить сотрудников компании и продал им по 2 тысячи акций по цене пять долларов за штуку. Он раздал таким образом акций примерно на 1 млн долларов. Джобс, по его мнению, счел это проявлением слабости и попыткой «слить компанию по частям» и «устроить распродажу».

Или, к примеру, в рассказе о возвращении Джобса в Apple и последовавшем за этим собственным уходом Воза из компании он признает: «…Я понимал, что это [покупка компанией Apple NeXT – компанией, созданной Джобсом] означает возвращение Стива Джобса, которого я тоже не ожидал».

Или другой пример. «Забавно, что все продукты, которым многие приписывают возвращение Apple к жизни — iMac, iPod, — были уже в разработке, когда у Apple начались неприятности», — ненароком замечает он. Но тут же оговаривается: презентации Стива Джобса все же были потрясающими.

Во время этих бесед Воз заявил, что неправильно считать будто бы он ушел из Apple обиженным на то, что в компании его ограничивали в его работе. На самом деле он ушел, потому что решил заниматься новыми проектами, подчеркивает Возняк. Это The Wall Street Journal написал все иначе, сетует он.

После ухода из Apple Стив Возняк занимался созданием дистанционных пультов управления, преподавал в школе, организовывал концерты, занимался благотворительностью. Он был членом масонского ордена, прикидывался сумасшедшим поляком, организовывал телефонную линию «позвони-и-прослушай-шутку». Пережил потерю памяти после авиакатастрофы. За ним следили сотрудники КГБ, он организовывал первые телемосты с СССР. Но, несмотря на бурную деятельность, он признается, что от Apple ему так и не удалось уйти. «Забавно, в некотором смысле Apple — это бич всей моей жизни. Меня постоянно преследуют разные люди, будто мою жизнь все время направляет мировая слава Apple», — пишет он. Стив Возняк, к слову, до сих пор числится сотрудником Apple и получает там минимальную зарплату.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию