Коммерческий транспорт резко затормозил
Лента новостей
С начала года продажи легкого коммерческого транспорта на российском рынке рухнули вдвое. По прогнозам экспертов, падение продолжится
С начала года продажи легкого коммерческого транспорта на российском рынке рухнули более чем вдвое. По прогнозам экспертов, падение продолжится.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АРБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России снизились в марте 2009 года по сравнению с аналогичным месяцем 2008 года на 47%. В феврале спад составлял 38%. В целом за первый квартал продажи сократились на 40% (на 260 тысяч меньше) — до 387,8 тысяч автомобилей.
Падение в сегменте легких коммерческих автомобилей больше, чем снижение в целом по авторынку, говорят эксперты, опрошенные BFM.ru. Март и начало апреля показали всю тяжесть ситуации. «Продажи в сегменте коммерческого транспорта — это первое, что встало на автомобильном рынке, — рассказал BFM.ru главный редактор журнала «Авто Бизнес Ревю» Роман Гуляев. — Падение было намного сильнее, чем в целом по рынку. Если общее падение было около 40%, то здесь смело можно говорить даже о 50%. В марте ситуация более-менее устаканилась, но об оживлении рынка можно говорить очень относительно — пока это уровень 4—5-летней давности».
Ситуация на рынке коммерческого транспорта отражает общую ситуацию в экономике и бизнесе, отмечают эксперты. «Тут все сложно, как и везде, ведь продажи напрямую связаны с развитием других видов бизнеса, — считает генеральный директор информационного портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. — Все встало как по подержанным, так и по новым машинам. Капитуляционные белые тряпки у бизнеса, выставленные на рынок освобождаемые офисы& Фактически рынок сбыта для коммерческого транспорта исчез».
Если до кризиса спрос со стороны компаний, использующих корпоративный транспорт, постепенно смещался в сторону импортных коммерческих автомобилей, то сейчас многие отложили или вовсе отменили планы по смене автопарка. В тройке лидеров по продажам легкого коммерческого транспорта — после безусловного российского фаворита ГАЗа — были Mersedes, Ford и Volkswagen. Постепенно свою нишу отвоевывали Huindai, Renault, Peugeot и Nissan.
«Можно говорить об отдельных провалах по рынку по различным маркам. Наибольшую просадку мы видим по коммерческим автомобилям Renault. Здесь падение продаж на уровне 40%. По другим маркам меньше: Nissan — около 15–20%, Volkswagen — порядка 30%, — рассказала BFM.ru руководитель отдела маркетинга и продаж управления Renault компании «Автомир» Вера Лемихова. — Основная масса покупателей коммерческого автотранспорта — это корпоративные клиенты. Многие заказчики отменили запланированную на этот год смену автопарка. Они решили, что пока обойдутся старыми машинами».
В последние годы наблюдалась устойчивая тенденция: корпоративные заказчики предпочитали даже новым отечественным «ГАЗелям» иномарки с пробегом. И спрос все больше смещался в сторону дорогих надежных машин европейского производства. Теперь ситуация меняется.
«По сегментам в меньшей степени пострадали продажи пассажирского транспорта. Самые востребованные модели потихоньку идут, — говорит Вера Лемихова. — Но наблюдается смена приоритетов: заказчики в большей степени ориентируются на дешевые машины, даже в ущерб комфортности и грузогабаритности. Например, вместо Volkswagen покупают Hyundai».
Несмотря на кризис и очевидное падение продаж в сегменте коммерческого транспорта, Volkswagen (занимает лидирующие позиции на европейском рынке коммерческого транспорта) настроен оптимистично. В начале апреля компания отчиталась о рекордных показателях прибыли и мировых продаж за 2008 год. За минувший год предприятию впервые удалось продать в мире свыше полумиллиона легких и тяжелых коммерческих автомобилей. Наибольшей популярностью в 2008 году пользовались модели линейки Т5 (Transporter, Caravelle, Multivan и California).
И в 2009 году Volkswagen намерен увеличить свою долю на рынке. Об этом на ежегодной пресс-конференции в Ганновере заявил председатель правления Volkswagen Штефан Шаллер: «У нас достаточно сильные позиции, чтобы справиться с кризисом, и, преодолев тяжелую ситуацию на рынке, продавать еще больше автомобилей».
Более реалистично оценивают ситуацию на рынке в компании Ford. «Уровень контрактования продолжает снижаться. Каждый месяц мы думаем, что вот сейчас хуже всего, но в следующем месяце видим еще более плачевную ситуацию, — рассказал BFM.ru управляющий директор «Форд – тяжелые грузовики» в России Сергей Богданов. — Пока ситуация в сегменте легких грузовиков и коммерческого транспорта в менее плачевном состоянии, чем рынок тяжелых грузовиков. В нашем сегменте по Западной Европе снижение достигло 40%, в Восточной Европе — 75%, в России — 90%. Эта «радость» придет в сегмент коммерческого транспорта месяца через три».
Стоит отметить, что львиная доля рынка легких коммерческих автомобилей приходилась на подержанные машины. Сейчас эта часть рынка в глубоком штопоре. Предложение в разы превышает спрос, а цены, несмотря на взлетевшие пошлины на импорт, снижаются.
«Все завезли огромное количество машин до кризиса. И сейчас продают 2008-й год выпуска. Этих запасов хватит до июля, — отмечает Роман Гуляев. — Цены будут расти, ведь пошлины в этом сегменте выросли значительнее, чем по легковому транспорту. Стоимость новых машин уже сейчас увеличивается, на вторичном рынке, наоборот, падает. Это связано с тем, что многие компании разоряются и выставляют свой корпоративный транспорт на продажу».
«По ценам на коммерческий транспорт наблюдается такая картина: рублевые цены на новую продукцию выросли на 10–20%, а в долларах и евро они, наоборот, снижаются. Но, конечно, с учетом девальвации рубля речь идет о повсеместном повышении цен на новые автомобили», — говорит Вера Лемихова.
Что же касается коммерческого транспорта российского производства, то на днях ГАЗ заявил о своих планах в этом сегменте на 2009 год. Горьковский автозавод (ГАЗ) планирует выпустить от 70 до 100 тысяч коммерческих автомобилей, включая среднетоннажные грузовики, — сообщил первый заместитель председателя правления группы ГАЗ Вадим Сорокин.
«Мы разработали основой бизнес-план, который предполагает безубыточность при минимальных объемах. И мы разработали дополнительный план, который позволит нам увеличить объем продаж до 30% от уровня плана, который мы сейчас реализуем. Учитывая инерционность процесса продажи, основной эффект от реализации этого плана мы получим во втором полугодии 2009 года», — сказал Сорокин.
При этом ГАЗ не отказывается от планов выпуска «антикризисной» «ГАЗели». Напомним, ранее бенефициар «БазЭла» Олег Дерипаска заявлял о намерении вывести на рынок модель «Газели» стоимостью 6 тысяч долларов. Сейчас компания изучает рынок, начало продаж планирует на конец третьего-начало четвертого квартала 2009 года. Стоимость наиболее дешевой модели LCV «ГАЗель» составляет 356 тысяч рублей. ГАЗ ожидает, что она даст дополнительный объем продаж в 10 тысяч штук.
Ранее министр промышленности и торговли Виктор Христенко на совещании по вопросам российского автопрома (прошло на минувшей неделе в Тольятти) озвучил оценку Минпромторга: рынок коммерческих автомобилей даже при условии мер поддержки в 2009 году сократится на 50%. И, по словам Христенко, «от дальнейшего падения этот рынок может удержать и удержит только государственная закупка коммерческих автомобилей».
Правда, в перспективах нового бюджетного детища ГАЗа эксперты сомневаются. «ГАЗель» за 9–10 тысяч долларов на рынке не нужна. Нужна за 5–6. И ГАЗ в состоянии пролоббировать эти свои планы по выпуску «антикризисной» «ГАЗели», — отмечает Олег Дацкив. — Но нужно учитывать один момент. Чтобы выпустить дешевую «ГАЗель», надо убрать практически все импортные компоненты: зажигание, оптику, гидроусилитель – то есть те самые вещи, которые были проблемными в машине раньше и за счет которых «ГАЗель» стала лучше. А это будет беда. Задача коммерческого транспорта — ездить и приносить прибыль, а не простаивать».