Андрей Луговой: «Я всегда считал себя потерпевшим»
Лента новостей
Депутат Госдумы России Андрей Луговой заявил Русской службе Би-би-си, что признание его потерпевшим по делу о гибели в Лондоне экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко является закономерным и «не удивительным»
Все пять лет, прошедшие со дня смерти Литвиненко, отметил Луговой, «российская Генеральная прокуратура, в отличие от британской, вела расследование» и вызывала его на допросы «огромное количество раз».
Следственный комитет России во вторник объявил Лугового потерпевшим в рамках уголовного дела об убийстве Александра Литвиненко и покушении на убийство Дмитрия Ковтуна.
«В ходе расследования уголовного дела получил подтверждение факт отравления гражданина Российской Федерации Андрея Лугового полонием-210 в период его общения в октябре-ноябре 2006 года в Лондоне с Александром Литвиненко», — заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин.
Первоначально российские СМИ сообщали, ссылаясь на источники в правоохранительных органах, что покушение на Лугового стало поводом для возбуждения отдельного уголовного дела, однако впоследствии следователи уточнили, что Луговой был отравлен вместе с Литвиненко, поэтому два дела было решено объединить в одно производство.
Допрос в противогазах
В интервью Би-би-си Андрей Луговой раскритиковал действия британской прокуратуры: «Она один раз почтила своим вниманием меня и, не удосужившись ничего проверить, объявила меня в розыск».
Заявление Следственного комитета во вторник не стало для Лугового новостью. «Меня на днях пригласили [в СКР], объявили о возбуждении такого рода дела, признали потерпевшим и еще раз допросили, — сказал депутат. — Ничего удивительного в этом нет, тем более что я всегда считал себя потерпевшим».
Уголовное дело об убийстве Литвиненко было возбуждено в России 6 декабря 2006 года. Тогда же расследованием убийства Литвиненко занялись в Британии, однако там Луговой проходит в качестве подозреваемого в совершении этого преступления.
«Не хотелось бы сейчас копаться в своем организме, но, допрашивая меня, сотрудники Скотленд-Ярда сидели, как испуганные космонавты, в общевойсковых защитных комплектах, в противогазах — очень смешное зрелище было, — сказал депутат. — Зачем бы они это делали, если бы я не пострадал от радиации? Значит, на то были основания».
Лондон неоднократно требовал от Москвы выдачи Лугового, однако российские власти давали понять, что не пойдут на это. В начале ноября британские СМИ сообщили, что Королевская прокурорская служба готовится назвать еще одного подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко — Дмитрия Ковтуна.
Ковтун встречался с Литвиненко в Лондоне, по его собственному признанию, 1 ноября 2006 года в баре отеля Millenium, где, как предполагается, Литвиненко пил из чашки с чаем, отравленным радиоактивным полонием-210.
Дело Литвиненко
Бывший сотрудник ФСБ России Александр Литвиненко, бежавший в 2000 году в Великобританию, скончался 23 ноября 2006 года в Лондоне. После его смерти утверждалось, что медики обнаружили в организме Литвиненко значительное количество радиоактивного элемента полоний-210.
Подозреваемым по «делу Литвиненко» проходит россиянин Андрей Луговой, ставший депутатом Государственной думы. Королевская прокурорская служба Великобритании заявляет, что имеет достаточно улик для предъявления ему обвинения в убийстве Литвиненко.
Луговой отрицает выдвинутые в его адрес обвинения, называя их политически мотивированными. Великобритания требовала от России экстрадиции Лугового, но Генпрокуратура России заявила, что это противоречит российской Конституции.
Во время недавнего визита в Москву британского премьер-министра Дэвида Кэмерона российский президент Дмитрий Медведев еще раз повторил, что разногласия по поводу дела Литвиненко остаются неизменными и главного подозреваемого Россия Лондону не выдаст.
«Никогда этого не будет, что бы ни произошло, и мы должны с вами это понимать и уважительно относиться к этому», — сказал Медведев в сентябре на встрече с Кэмероном.
Разногласия по вопросу о смерти Литвиненко привели к охлаждению российско-британских отношений и, в частности, к приостановке сотрудничества между британскими и российскими спецслужбами, в том числе, в вопросах борьбы с терроризмом.