Лужков сходил на допрос через черный вход
Лента новостей
Бывший мэр Москвы сегодня дал свидетельские показания по делу о выделении в 2009 году почти 13-миллиардного кредита фирме «Премьер Эстейт». Следствие заинтересовал выкуп правительством города 75% допэмиссии акций Банка Москвы на сумму 15 млрд рублей
В Следственном департаменте МВД (СД) сегодня, 15 ноября, дал показания бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Он был допрошен в качестве свидетеля по делу о выделении в 2009 году Банком Москвы почти 13-миллиардного кредита фирме «Премьер Эстейт». Следователей интересовали предшествующие этому события. А именно: выкуп правительством города 75% допэмиссии акций банка на сумму 15 млрд рублей. Большая часть денег впоследствии и пошла на кредитование малоизвестной фирмы.
В объективы теле- и фотокамер Юрий Лужков так и не попал — экс-мэр подъехал на BMW с тонированными стеклами к служебному входу здания в Газетном переулке и тем же путем отбыл обратно. Допрос бывшего градоначальника вызвал интерес не только у многочисленных журналистов, собравшихся у здания СД, но и пользователей Интернета: это событие стало одним из самых популярных новостных запросов в поисковой системе Google.
В сопровождающие Юрий Лужков выбрал одного из самых известных адвокатов страны — председателя Адвокатской палаты Москвы (АПМ) Генри Резника. В 11 утра он покинул свой автомобиль и сразу оказался атакован репортерами. Очутившись в плотном кольце журналистов, юрист признался: «Я давно не был в этом здании». При этом Резник отметил, что его клиент пребывает в «мажорном настроении».
Допрос Лужкова занял в общей сложности 4,5 часа. И хотя с бывшего градоначальника и его адвоката взяли подписку о неразглашении данных предварительного следствия, Генри Резник подтвердил то, что ни для кого уже давно не было тайной: следователей интересовал вопрос покупки в 2009 году правительством города дополнительного пакета акций Банка Москвы на 15 млрд рублей. Больная часть средств, потраченных на покупку ценных бумаг, впоследствии ушла на кредитование ЗАО «Премьер Эстейт». Фирме с уставным капиталом 10 тысяч рублей и всего двумя работниками в штате открыли кредитую линия на сумму в 12,7 млрд рублей.
Напомним, уголовное дело по факту мошенничества при выделении кредита в 12,7 млрд рублей фирме «Премьер Эстейт» под залог неликвидного земельного участка площадью 58 га было возбуждено в конце 2010 года. Деньги, как утверждают следователи, впоследствии оказались на счетах строительной фирмы «Интеко» Елены Батуриной, супруги Юрия Лужкова. Батурина это отрицала.
Так или иначе, но обвинение в злоупотреблении полномочиями (часть 1-я статьи. 201 УК РФ) Следственный департамент МВД предъявил президенту Банка Москвы Андрею Бородину и его первому заместителю Дмитрию Акулинину. Это было сделано заочно — оба топ-менеджера успели уехать за границу. Суд по ходатайству следствия отстранил их от занимаемых должностей до конца расследования, а также принял решение о заочном аресте. На посту президента банка Андрея Бородина сменил топ-менеджер из банка ВТБ — Михаил Кузовлев. 29 сентября следствие переквалифицировало действия Бородина и Акулинина на часть 4-ю статьи 159 УК — мошенничество. Следствие считает, что бывшие топ-менеджеры совершили преступление при пособничестве президента ЗАО «Кузнецкий мост девелопмент» Бориса Шемякина и генерального директора ЗАО «Премьер Эстейт» Светланы Тимониной. Им предъявлено аналогичное обвинение.
Из сказанного Генри Резником перед началом допроса и по его окончании следует, что в выкупе дополнительного пакета акций Банка Москвы не было ничего криминального. Банк, как и многие другие, в 2008–2009 годах оказался в тяжелой финансовой ситуации. По словам юриста, тогда принимались различные меры по спасению финучреждения: «Было принято решение на уровне правительства — спасать системообразующие банки, которые фактически являлись кровеносными сосудами города», — сказал Резник. Он считает: «Эти действия прежде всего были необходимы для самого банка, а последующая главная цель — это, конечно, интересы города». «Юрий Михайлович был мэром, а это Банк Москвы, в котором находятся бюджетные, системообразующие деньги», — пояснил Резник отношение Лужкова к уголовному делу.
Покидая здание Следственного департамента МВД, Генри Резник сообщил, что его клиент честно ответил на все вопросы следователя «и от ответа ни на один вопрос он не уклонился». А нежелание своего клиента общаться с прессой он объяснил усталостью. «Это довольно утомительная процедура. Мы с Юрием Михайловичем немолодые люди, но я закаленнее», — заметил Резник.
Интересно, что допрос бывшего градоначальника вел не следователь Дмитрий Писаревский, возглавляющий следственную бригады, а его коллега Михайлова.
Идиотский вопрос и странные шутки
Как и ожидалось, Лужков покинул кабинет следователя, сохранив статус свидетеля. Вопрос о том, может ли его подзащитный стать подозреваемым, в начале дня вызвал у Резника явное раздражение. Тогда адвокат охарактеризовал заданный журналистами вопрос как «идиотский» и подчеркнул: «Это не дело Лужкова, это дело Банка Москвы».
Юрист также отказался делать прогнозы по поводу того, как будет развиваться расследование, посчитав, что с его стороны это было бы некорректно. «А станет ли Лужков членом Совета Федерации — очень может быть», — неожиданно заявил адвокат.
Примечательно, что брошенная юристом в шутку фраза вызвала настоящий переполох в СМИ, которые принялись размышлять, насколько реально избрание бывшего мэра города в верхнюю палату парламента. «Да шучу я! Могу я пошутить?!» — удивился неожиданному ажиотажу Генри Резник.
Он не исключает, что сегодняшний допрос может стать не единственным визитом Лужкова к следователю. Бывший мэр обещал являться по вызовам в заранее согласованные даты.
Добавим, что пока непонятно отказались ли сыщики от идеи увидеть у себя в кабинете Елену Батурину, которую собирались вызвать на допрос. Экс-глава строительной корпорации «Интеко» этой весной готова была дать показания. Однако Лужков в начале ноября сообщил, что запретил супруге покидать Великобританию, где в последнее время живет его семья. Бывший градоначальник объяснил это тем, что «нет никаких гарантий в том, что она сможет вернуться обратно к детям».
Сам Лужков, лишившийся должности мэра в сентябре 2010 года в «связи с утратой доверия» президента, считает, что интерес к его персоне связан с интервью, которое он не так давно дал радиостанции «Радио Свобода». В нем бывший мэр раскритиковал политику «Единой России» и Дмитрия Медведева, уличив последнего в несамостоятельности.
Невозможность привода Батуриной
Елена Батурина, в свою очередь, заявила, что сроки ее вызова на допрос «странно совпали с моментом критики супругом действий текущей власти». «Ситуация напоминает развитие худших традиций сталинских времен: «жена врага народа», «дети врага народа» и так далее...», — заметила она. Предпринимательница также обратила внимание на тот факт, что с апреля у следствия не было необходимости в ее явке, «но сейчас вдруг срочно она потребовалась».
Впрочем, Елену Батурину не могут подвергнуть принудительному приводу с использованием возможностей Интерпола, о чем ранее предупреждало МВД. «Приводу можно подвергнуть человека только на территории России», — объяснил BFM.ru управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Коблев. По его словам, если следователям так надо расспросить бывшую главу корпорации «Интеко», то сыщики вполне могут это сделать и за рубежом, откомандировав туда следователя. Также допрос может быть поручен иностранным коллегам, что прописано в статье 455 УПК РФ. «И такой допрос будет иметь юридическую силу в Российской Федерации», — отметил юрист.