Виктор Бут признан «торговцем смертью»
Лента новостей
Присяжные на процессе Виктора Бута признали его виновным по всем пунктам обвинения. Минимальный срок заключения, который ожидает его 8 февраля, — 25 лет
«Международный оружейный брокер, которому дали кличку «Торговец смертью» за то, что он снабжал оружием диктаторов..., умер во флоридской больнице Hialeah…» Это цитата из газеты The Los Angeles Times. Неполная цитата. Вот как выглядел целиком первый абзац из некролога, опубликованного 12 октября 2011 г. в калифорнийской газете:
«Саркис Соганалян, международный оружейный брокер, которому дали кличку «Торговец смертью» за то, что он снабжал оружием диктаторов по поручению Соединенных Штатов, умер 5 октября во флоридской больнице Hialeah. Ему было 82 года».
В тот момент, когда в России и в Америке обсуждают вердикт присяжных, вынесенный накануне российскому гражданину Виктору Буту, полезно вспомнить, что он не первый заслужил малопочетную кличку «Торговец смертью». Саркис Карапет Соганалян, гражданин Ливана армянского происхождения, проживший последние двадцать лет в США, свободно владел пятью языками и одно время считался самым крупным торговцем оружия в мире. «Он имел, по-видимому, неограниченный доступ к танкам, ракетам, вертолетам и стрелковому оружию всех марок», — сообщает LAT.
Перебравшись в Америку в 90-е годы прошлого века, ливанец жил в «особняке, похожем на дворец» в Майами Бич, и официально являлся владельцем транспортной компании в международном аэропорту Майами. Помимо этого Соганаляну принадлежали дома по всему миру, в том числе, в Афинах, Мадриде, Париже и Аммане, а также большое ранчо в американском штате Висконсин.
После смерти почтеннейшего г-на Соганаляна газета The Los Angeles Times писала: «Многие из его сделок по продаже оружия фактически происходили с одобрения ЦРУ». Но и при жизни «Торговца смертью» американские СМИ не оставляли попыток установить, кто в действительности направлял деятельность Соганаляна. Десять лет назад, отвечая на вопрос американского тележурналиста, насколько тесно он сотрудничал с правительством Соединенных Штатов, Соганалян сказал: «Американцы были в курсе того, что я делаю, каждую минуту, каждый час».
Это объясняет тот факт, что Соганаляна неоднократно задерживала американская полиция, но в большинстве случаев судьи, «узнав, что он выполняет официальное поручение правительства, — цитата по LAT, — отпускали его на свободу». И все же однажды «Торговец смертью был приговорен в 6,5 годам тюрьмы, из которых отбыл за решеткой два с половиной года.
Из подтвержденных фактов сделок, за которыми стоял Соганалян, — продажа оружия боевикам христианских военизированных формирований в годы гражданской войны в Ливане, никарагуанским «контрас» во время гражданской войны в Центральной Америке и аргентинским диктаторам во время войны с Англией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, а также Саддаму Хусейну во время ирано-иракской войны.
Прежде, чем перейти ко вчерашнему вердикту присяжных в отношении Виктора Бута, процитирую Владимира Жириновского, который в интервью «Эху Москвы» назвал суд над российским гражданином в Америке «спором хозяйствующих субъектов». Жириновский охотно признал, что Бут мог торговать оружием, в чем, по его мнению, «нет ничего плохого». Лидер российской парламентской партии и вице-спикер Госдумы, однако, считает, что вся история с поимкой и судом над Бутом — это, в сущности, эпизод по переделу очень выгодного рынка.
Жириновский не был бы Жириновским, если бы не озвучил весьма популярную в Россию точку зрения, согласно которой вооружать самых отъявленных мерзавцев и международных преступников можно:
а) потому что так поступают «все»;
б) потому что это бизнес.
Кстати, заметим, что, насколько известно, у российских правоохранительных органов к Виктору Буту нет никаких претензий.
Универсальный магазин оружия
А теперь — к тому, в чем американские присяжные признали виновным Виктора Бута. «Бывшего офицера советских ВВС», как его называет газета The New York Times, нашли виновным в том, что он намеревался продать ракеты и другое оружие людям, выдававшим себя за колумбийских террористов. Агенты американских спецслужб на встрече с Бутом в Бангкоке представлялись колумбийскими повстанцами из группировки FARC.
«Вердикт федерального округа суда в Манхэттене стал достаточно прозаическим концом почти двух десятилетий на задворках мира международного терроризма и шпионажа», — пишет издание. Г-на Бута обвиняли в том, что он поставлял оружие Аль-Каиде и движению Талибан, противоборствующим сторонам в гражданских войнах в Африке, а также в причастности к деятельности российской разведки. The Wall Street Journal напоминает: доклад ООН в 2001 году сообщал, что Бут «поставлял военное снаряжение и другие товары во все конфликтные районы Африки». Годом позже Виктор Бут отрицал причастность к торговле оружием.
Арест и последующую экстрадицию Бута из Таиланда в США, занявшие 2,5 года, газета The New York Times называет «театральными», напоминая о том, что Россия изо всех сил пыталась этому противодействовать.
Американским присяжным потребовалось всего два дня, чтобы признать Бута виновным по всем четырем пунктам обвинений. Все они сводятся к тому, что российский гражданин якобы был готов вооружать считающуюся в США террористическую организацию, которая убивает не только колумбийских, но и американских граждан.
Минимальное заключение, которое после такого вердикта грозит Буту, — 25 лет тюрьмы, но не исключено и пожизненное. Вынесение приговора назначено на 8 февраля.
Американский прокурор Прит Бхарара, поддерживавший обвинение на процессе Бута, отозвался о вердикте присяжных в том смысле, что правосудие свершилось: за решетку будет отправлен «очень опасный человек».
В момент вынесения вердикта Бут, по описанию американского репортера, стоял с «каменным лицом» — «даже в тот момент, когда старшина присяжных, зачитывая четвертый, окончательный пункт обвинения обернулась и прямо посмотрела ему в лицо».
Жена Бута Алла и его несовершеннолетняя дочь, которые обычно сидели в зале суда сразу за американскими агентами, заманившими Бута в ловушку, отсутствовали на вынесении вердикта.
Алла Бут объяснила в своем Facebook, почему ее не было в суде: «…У меня даже не было сил присутствовать при вынесении вердикта. Я понимала, что не смогу сдержать слез, их не нужно было видеть ехидствующим присяжным, прокуратуре, агентам, которыми кишел зал, и другим «доброжелателям», хотя мы с дочерью находились рядом с судом», — написала она.
Альберт Даян, адвокат Бута, сообщил The Washington Post, что намерен обжаловать вердикт присяжных. Газета The Wall Street Journal приводит слова другого адвоката Бута, Кеннета Каплана, о своем подзащитном: «Он решительный и сильный человек. Он принимает вердикт и сохраняет надежду». Российское Генконсульство в Нью-Йорке утверждает, что продолжит оказывать соотечественнику правовую и консульскую поддержку.
The New York Times замечает: ходило много разговоров, в особенности, в российских СМИ, о том, что Бута могут обменять на какого-нибудь американского шпиона, находящегося в заключении в России, — наподобие того, как произошло с обменом группы г-жи Чапман в прошлом году. Именно на такой возможный сценарий развития событий сегодня намекал и Владимир Жириновский в упомянутом радиоинтервью. Официально, впрочем, российский МИД (последний раз в марте с.г.) никаких таких планов не подтверждает.
Не подтверждает такой возможности и бывший чиновник контрразведки в администрации Джорджа Буша, Хуан Сарате. Он называет Бута «не рядовым международным преступником, который наконец-то получил по заслугам». Сарате полагает, что Америке невыгодно отпускать такого человека в Россию. Американские адвокаты Бута также говорят, что их подзащитный не рассчитывает на подобный размен.
Защита российского гражданина характеризовала его на суде как «честного бизнесмена». Бут, по словам адвокатов, в действительности намеревался продать своим контрагентам только два грузовых самолета. А все обещания поставок автоматов AK-47, ракет и патронов, мол, были сделаны не всерьез, поскольку у Бута были большие сомнения, действительно ли его собеседниками являются колумбийцы из FARC.
Нового Бута не будет
В числе свидетелей, которые опровергали на суде эту версию, выступил бывший американский партнер Бута, Андрей Смулян, признавший себя виновным еще в 2008 году в совместной с российским гражданином попытке продажи оружия. Сторона обвинения настаивала на том, что в действительности Бут «из кожи вон лез, чтобы представить себя эдаким «универсальным магазином», в котором можно закупить все нужные FARC вооружения.
Американский эксперт в области безопасности Дуглас Фара, который является соавтором книги о Викторе Буте, обратил внимание корреспондента The Financial Times на то, что на процессе в Нью-Йорке из всей трудовой биографии Виктора Бута был рассмотрен только один эпизод. Адвокаты Бута не стали вызывать в суд свидетелей и даже не позволили своему подзащитному выступить в качестве свидетеля. «Это всегда плохой знак», — говорит Фара.
По словам эксперта, едва ли мир когда-нибудь увидит персонажа, подобного Виктору Буту: «Не думаю, что когда-нибудь еще возникнут такие же исторические обстоятельства, которые позволили Буту стать тем, кем он стал. Больше не будет развала Советского Союза, ставшего источником такого неограниченного потока вооружений. Но всегда найдутся люди, которые будут пытаться найти брешь в любой системе», — говорит Дуглас Фара.