16+
Понедельник, 23 декабря 2024
  • BRENT $ 73.24 / ₽ 7495
  • RTS812.12
25 октября 2011, 20:37 Право

Убийство Свиридова и беспорядки на Манежной оценили сроками

Лента новостей

Завершаются два процесса по связанным между собой событиям. Один — по делу об убийстве Егора Свиридова, второй — о беспорядках на Манежной площади. Прокуроры запросили сроки для обвиняемых, приговоры объявят в один день — 28 октября

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

В московских судах сегодня вступили в финальную стадию процессы сразу по двум резонансным делам — об убийстве в прошлом году болельщика «Спартака» Егора Свиридова и о беспорядках на Манежной площади. Прокуратура запросила сроки.

Для Аслана Черкесова, обвиняемого в убийстве Свиридова, гособвинители потребовали 23 года колонии. Пятерым представших с ним перед судом выходцам из Дагестана прокуроры просили назначить по 8 лет лишения свободы. Не менее суровое наказание обвинение предложило определить и тем, кто участвовал в массовой стычке с ОМОНом на Манежной площади. Для пятерых подсудимых, среди которых активисты «Другой России», прокуратура просит от 4-х до 8-ми лет заключения.

О том, что оба дела, скорее всего, завершатся одновременно, стало известно еще на прошлой неделе. Это было видно по тому, как судьи Тверского суда Москвы, где рассматривается дело о беспорядках, «гонят» процесс, проводя заседания до позднего вечера. Со стороны могло показаться, что служители Фемиды выполняют чье-то пожелание, торопясь «отчитаться» о проделанной работе и показать: все наказаны, вопрос закрыт.

Напомним, беспорядки на Манежной площади стали следствием убийства в ночь на 6 декабря прошлого года на севере Москвы 28-летнего спартаковского болельщика Егора Свиридова. В массовой драке он получил несколько ранений их травматического пистолета. Выстрел в голову оказался роковым.

Спустя несколько дней — 11 декабря — на Кронштадтском бульваре, где погиб Свиридов, собрались несколько тысяч футбольных фанатов и националистически настроенных граждан. Они пришли почтить память погибшего, но затем переместились на Манежную площадь, где, по некоторым данным, в итоге оказалось почти 10 тысяч человек. Они скандировали националистические лозунги, запускали петарды и жгли файеры. Несанкционированное мероприятие закончилось столкновением с ОМОНом. За медицинской помощью в тот день обратились 36 человек.

Виновников этих происшествий задержали. По обвинению в убийстве Свиридова перед судом предстал уроженец Кабардино-Балкарии Аслан Черкесов. Вместе с ним на скамье подсудимых оказались шестеро выходцев из Дагестана, которые причинили различные ранения четверым друзьям Егора Свиридова. Все обвиняемые заявили, что только оборонялись, а Черкесов уверял, что не знал, что из «травматики» можно убить.

Тем не менее, 20 октября присяжные, с участием которых в Мосгорсуде шел процесс, признали подсудимых виновными и не заслуживающими снисхождения.

«За реальное убийство 8 лет дают»

Сегодня состоялось юридическое обсуждение последствий вердикта. Прокуроры Мария Семененко и Антон Щербаков заявили, что считают справедливым приговорить Черкесова к 23 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Они просили квалифицировать его действия по статьям «хулиганство», «убийство», «покушение на убийство», «умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «грабеж» (статьи 213, 105, статья 30-я статьи 105, 115 и 161). При этом прокуроры просили суд при назначении наказания учесть, что Черкесов ранее четырежды привлекался к уголовной ответственности, но большинство дел не дошло до суда за примирением сторон.

Для остальных пятерых фигурантов дела гособвинители запросили по 8 лет колонии за хулиганство и умышленное причинение легкого вреда здоровью.

В ответ защитники назвали предложенное наказание чрезмерно суровым. К ним присоединились родственники обвиняемых, которые в зале суда бурно выражали несогласие с позицией прокуратуры.

«Людям за реальное убийство 8 лет дают, а мне за самооборону просят назначить наказание в виде 23 лет заключения», — негодовал Черкесов. Он вновь заявил, что «никого не хотел убивать» и что хотел извиниться перед матерью Егора Свиридова, но был лишен такой возможности. «Считаю, что наказание слишком суровое, а прокуратура таким образом ставит крест на моей судьбе, семье и ребенке», — заключил Черкесов.

Другой подсудимый — Рамазан Утарбиев — также не мог сдержаться: «Мы, наверное, первые люди в России, которым по этим статьям просят 8 лет лишения свободы, — заметил он. — Я никогда в жизни не думал, что окажусь за решеткой за то, что заступился за своих друзей. Но если бы время можно было вернуть назад, я поступил бы также».

Защитники просили суд быть независимым, назначить подсудимым более мягкое наказание и не судить по этническому признаку. «Я хотел бы, чтобы сработала не вертикаль закона, а законность, —обратился к судье Андрею Расновскому один из адвокатов. — Закон карает обвиняемых за нарушение закона, а не за этничность. Поэтому я не хочу, чтобы получилось так, что мы наказываем ребят за то, что они кавказцы».

Ожидается, что приговор Мосгорсуд огласит 28 октября.

Добавим, что завтра в Мосгорсуде присяжные вынесут вердикт по делу об убийстве другого спартаковского болельщика, 22-летнего Юрия Волкова. Он погиб в драке с выходцами с Кавказа 10 июня прошлого года на Чистопрудном бульваре от удара ножом. Случившееся также вызвало большой общественный резонанс. Жюри определит, виновен ли в случившемся уроженец Чечни Ахмедпаша Айдаев, а Бекхан Ибрагимов — в хулиганстве и умышленном причинении легкого вреда здоровью.

«Оборонявшиеся» от ОМОНа

Что же касается беспорядков на Манежной площади, приговор по этому делу огласят также в пятницу, 28 октября. А сегодня в Тверском суде Москвы прошли прения сторон. Дело слушалось тройкой профессиональных судей.

Прокурор Алексей Смирнов заявил, что считает доказанной вину подсудимых: гражданина Белоруссии, активиста незарегистрированной партии «Другая Россия» и участника движения «Стратегия 31» Игоря Березюка, еще двоих активистов «Другой России» Кирилла Унчука и Руслана Хубаева, а также преподавателя восточных единоборств детско-юношеской спортивной школы «Медведково» Леонида Панина и неработающего москвича Александра Козевина.

Напомним, Березюку предъявлен целый «букет» статей УК: «призывы к массовым беспорядкам», «хулиганство», «возбуждение национальной ненависти или вражды» «применение насилия в отношении представителя власти», а также «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» (часть 3-я статьи 212, часть 2-я статьи 213, часть 1-я статьи 282, часть 2-я статьи 318 и часть 4-я статьи 150 УК РФ).

Другим подсудимым инкриминируются «призывы к массовым беспорядкам», «хулиганство», а также применение насилия или угроза применения насилия в отношении представителей власти.

Гособвинитель сказал, что не верит версии подсудимых о том, что они не нападали на сотрудников ОМОН, а лишь оборонялись от агрессивно настроенных полицейских. Прокурор указал, что на Манежной площади подсудимые выкрикивали националистические лозунги, чем «подогревали» толпу и призывали к неподчинению законным требованиям сотрудников милиции. «Подсудимые понимали, что провоцируют других к массовым беспорядкам», — утверждал прокурор.

Он отметил, что вина подсудимых доказана показаниями потерпевших — сотрудников ОМОНа, а также фото- и видеоматериалами с места событий и заключениями различных экспертиз. По мнению Смирнова, наибольший объем обвинения должен остаться, однако обвинение в «хулиганстве» (статья 213 УК) было вменено излишне и поэтому подлежит исключению.

«Я не вижу оснований для назначения подсудимым наказания без изоляции от общества», — озвучил свою позицию прокурор. При этом Смирнов подчеркнул, что абсолютно все фигуранты дела были ранее судимы, а подсудимый Унчук принял участие в беспорядках в период испытательного срока — ранее он получил год условно по статье «возбуждение национальной ненависти или вражды». А Руслан Хубаев, согласно зачитанным прокурором данным, принял участие в беспорядках через два месяца после того, как отсидел три с лишним года за хранение наркотиков в особо крупном размере.

Максимальное наказание — 8 лет лишения свободы — гособвинитель предложил назначить Игорю Березюку, а минимальное — 4 года колонии — он запросил для Леонида Панина. Последний частично признал вину и извинился перед потерпевшими, которыми следствие признало полицейских.

Игорь Березюк в своем выступлении был многословен. Он заявил, что ни с кем не планировал беспорядков, не платил 14-летнему Илье Кубракову денег, чтобы тот кричал экстремистские лозунги в громкоговоритель, и только защищался от спецназа. «На видеозаписи видно, что я пытаюсь успокоить толпу. Когда допрашивали потерпевших, в зале сидел заместитель начальника ОМОНа по работе с личным составом и подсказывал, кому и что отвечать», — сказал подсудимый. Он признал вину лишь в применении насилия к представителю власти. «По остальным пунктам я невиновен», — заявил Березюк.

«Расправа над оппозицией»

Адвокат Руслана Хубаева Евгений Архипов еще раз обратил внимание суда на то, что митинг был «стихийным» и не был подготовлен «Другой Россией». Он заявил, что подсудимые сопротивлялись ОМОНу «в условиях крайней необходимости», дело носит «политический характер» и имеются «все признаки расправы над оппозиционной молодежью».

С защитником был солидарен и лидер «Другой России». Приехавший поддержать подсудимых Эдуард Лимонов рассказал BFM.ru, что шокирован запрошенным наказанием. Он назвал его «совершенно несоразмерным» и «гигантским»: «Это явно злобная месть, инквизиция за политическую активность. Два десятка лет нас прессуют, вот еще один эпизод». Лимонов считает, что на активистов «Другой России» возложили вину за события на Манежной, поскольку их фотографии имелись в милицейской картотеке.

Адвокат Игоря Березюка Дмитрий Аграновский в прениях сторон заявил о недоказанности большинства пунктов обвинения. «Обвинение нелепое, недоказанное и необоснованное. Оно фактически развалилось в суде», — считает юрист. Он просил признать своего подзащитного виновным лишь по одному пункту и ограничиться сроком, который тот отбыл во время следствия и суда.

«Я участвую в политических процессах над оппозицией не в первый раз и всегда жесткие сроки дают противоположный результат. Запугать оппозицию не удавалось, а имиджу России наносится удар», — заявил BFM.ru Аграновский. По его мнению, в этот раз «государство наступает на те же грабли», подрывая свою репутацию. Он высказал предположение, что процесс над участниками незарегистрированной партии впоследствии будет использован, чтобы «закрыть ее совсем».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию