Преступность в США снижается, несмотря на кризис
Лента новостей
Несмотря на экономический кризис, преступность в США продолжает сокращаться, приводя в недоумение тех экспертов, которые привыкли связывать ее с экономикой
«На фоне буксующей экономики эта тенденция идет вразрез с ожиданиями, и на то, чтобы ее понять до конца, уйдут годы», — замечает либеральная Christian Science Monitor, комментируя только что опубликованную статистику ФБР, согласно которой число насильственных преступлений, совершенных в прошлом году, сократилось по сравнению с предшествующим годом еще на 6%.
Эта тенденция в 2010 году не завершилась: власти штата Нью-Йорк сообщают, что в первые шесть месяцев нынешнего года в целом преступность здесь упала еще на 4,4%, число убийств сократилось на 14,5%, а угонов автомашин – на 12,4%.
Нью-Йорк, которым когда-то пугали детей, является ныне самым безопасным из крупных штатов Америки и занимает в этом отношении четвертое место после захолустных Северной и Южной Дакоты и Огайо.
Было время, когда Гарлем считался одним из самых опасных районов Манхэттена, но в последние годы туда стали перебираться многие мои русские знакомые, соблазненные относительно дешевыми квартирами и доступной парковкой.
В чем причина?
«На рынке недвижимости по-прежнему царит застой, — пишет Monitor, — безработица упорно высока, и все это могло бы привести к росту преступности.
К тому же в большинстве правоохранительных органов по всей Америке происходит сокращение штатов; по данным ФБР, на улицах сейчас на 1% меньше полицейских, чем в 2008 году. В свете этого продолжающее сокращение преступлений с применением насилия заставляет некоторых криминологов пересмотреть свои взгляды на причины, порождающие преступность».
Как отмечает консервативная Wall Street Journal, «снижение преступности не укладывается в широко распространенное представление о том, что ухудшение экономики приводит к росту числа преступлений».
Ряд ученых давно доказывают, что связь между экономикой и преступностью не следует преувеличивать.
«Преступность по своей природе — это социальное, а не экономическое явление», — говорит профессор Гарвардского университета Роберт Сэмпсон, изучавший социальные корни преступности.
Как замечает профессор университета Пеппередайн Джеймс Уилсон, в 1970-е и 1980-е годы в США вам редко попадалась газетная статья о росте преступности, в которой бы эта тенденция не связывалась с безработицей и бедностью. Господствовавший тезис был прост: если законной работы мало, то незаконной будет больше.
Среди прочего, этот тезис опирался на влиятельную теорию, выдвинутую нобелевским лауреатом по экономике, профессором Чикагского университета Гэри Бекером и гласившую, что преступник руководствуется рациональными соображениями: он идет на преступление, если считает, что затраченные на это время и другие ресурсы принесут более желанный результат, чем какие-то альтернативные занятия, вроде законной работы или развлечений.
Вразрез с ожиданиями
На первый взгляд, эмпирические наблюдения подкрепляли это объяснение: в криминогенных городских районах больше бедности и безработицы.
Однако, замечает Уилсон, представление о том, что безработица порождает преступность, подрывалось рядом очевидных фактов. Например, в 1960-е годы, когда преступность в США резко пошла на подъем, уровень безработицы был более или менее сопоставим с концом 1990-х — началом 2000-х годов — периодом ощутимого спада преступности.
В период Великой депрессии 1930-х безработица достигала 25%, но преступность во многих городах Америки сократилась.
Это обстоятельство пытались объяснить по-разному. Говорили, в частности, что безработица и нищета в те годы были настолько распространены, что семьям приходилось держаться вместе, выручать друг друга и строго следить за поведением подрастающего поколения.
Сегодня же американские семьи потеряли былую сплоченность, дети ведут себя куда более независимо, если не сказать отбились от рук, поэтому некоторые ученые предсказывали, что экономические неурядицы будут иметь в наши дни иной результат.
Сторонники этой теории даже высчитали, что увеличение уровня безработицы на каждый процентный пункт будет приводить к двухпроцентному росту преступлений против личной собственности.
Последние данные ФБР показывают, что этого не произошло. Безработица увеличилась почти вдвое, но количество преступлений, в частности, краж, продолжает сокращаться темпами, которые уже подмывает охарактеризовать как неудержимые.
В числе прочего, его объясняют тем, что в США стали больше сажать, притом на большие сроки. Вопрос о том, исправляет ли тюрьма человека или ожесточает, остается дискуссионным, но, пока человек сидит за решеткой, он, по крайней мере, представляет опасность только для себя и своих сокамерников, а не для общества в целом.
Другая возможная причина сокращения преступности состоит в том, что ее потенциальные жертвы научились лучше себя защищать: они оборудуют в домах сигнализацию, в магазинах и лавках — камеры слежения, а в машинах устанавливают все более хитрые замки; либо просто-напросто перебираются жить в более безопасное место.