Як-42 выкатился за пределы ВПП на 400 метров
Лента новостей
При этом в отчете МАК сообщается, что взлетная масса и центровка самолета не выходили за допустимые пределы. Таким образом, версия о неправильной загрузке - отпадает
При взлете разбившийся Як-42 выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы на 400 метров, потому что самолету что-то помешало набрать скорость. К такому выводу пришли эксперты Межгосударственного авиационного комитета.
При этом в отчете МАК сообщается, что взлетная масса и центровка самолета не выходили за допустимые пределы. Таким образом, версия о неправильной загрузке - отпадает. Комиссия также установила, что все системы управления самолета работали нормально, закрылки и стабилизатор были установлены на взлетный режим. Подъем носового колеса экипаж начал на скорости примерно 185 км/ч. Вместе с тем, самолет перестал набирать скорость.
Как отмечают специалисты авиационного комитета, это могло возникнуть из-за появления дополнительной силы торможения.
Летчик-испытатель Михаил Марков предположил почему: «Я думаю вполне логично. Самолет вышел на концевую полосу безопасности. Там был грунт и естественно продольная перегрузка, от которой весь разгон происходит уменьшилась. Бежали по бетону с одним темпом, вышли на концевую полосу, по грунту естественно разгон останавливается. И уже не спасло наверное положение взлетного режима, который они додали в последний момент».
МАК планирует установить причину тормозящей силы при помощи дополнительных моделирований и натурного эксперимента на самолете-аналоге.
По мнению Алексея Островского, который раньше летал на разбившемся Як-42 вторым пилотом, торможение могло также возникнуть, если второй пилот случайно нажал край педали. Такое бывает в летной практике. Есть и другое объяснение: «Причина, это неправильно выбран режим номинальный перед взлетом. Он мог быть и вовсе не номинальным. Из-за того, что зазоры в двигателях увеличиваются с наработкой часов то номинальный режим мог быть уже не 09 а мог быть 08 или даже 0,75, а это совершенно не достаточно для тяги».
При этом, по мнению Островского, если бы не препятствия - Як-42 смог бы взлететь. Но до столкновения с антенной системой курсового радиомаяка - самолет набрал лишь 5-6 метров. В дальнейшем последовало интенсивное кренение самолета влево лайнер упал.
По словам экспертов, опрошенных BusinessFM шансов остановить Як-42 за эти 400 метров после ВПП - почти не было. По их предположениям, для этого самолету понадобилось бы расстояние в два раза больше.
Версий, которые выдвигают эксперты - наберется уже около десятка: от ошибок экипажа и некачественных запчастей до взлета с неотключенным стояночным тормозом. Но как заявил замминистра транспорта Валерий Окулов - многие версии по катастрофе Як-42 под Ярославлем являются несостоятельными.
Инара Халмеева, BusinessFM