Россия приостанавливает космические запуски «Союза»
Лента новостей
Решение было принято в связи с аварией на корабле «Прогресс». Скорее всего, будет отложен намеченный на завтра запуск с космодрома Плесецк навигационного спутника «Глонасс-М» с помощью ракетоносителя «Союз-2»
Решение было принято в связи с аварией на корабле «Прогресс». Об этом «Интерфаксу» сообщили источники в ракетно-космической отрасли. Скорее всего, будет отложен намеченный на завтра запуск с космодрома Плесецк навигационного спутника «Глонасс-М» с помощью ракетоносителя «Союз-2».
Также под вопросом запуск пилотируемого корабля «Союз», запланированный на 22 сентября, говорит начальник летно-испытательного отдела ракетно-космической корпорации «Энергия» Павел Виноградов:
Виноградов: Мы доставляли грузы не только свои, но и американские грузы в обеспечение работы станции. Если мы успеем к следующему пуску понять причины и устранить их, значит, пуск пойдет вовремя. Если нет, то, наверное, будет перенесен на более поздний срок.
Business FM: Что касается МКС, возможно, придется сократить штат с 6 до 3 человек. На что это повлияет?
Виноградов: Это, конечно, повлияет на изменение программы полета. Сейчас у нас запасов питания, кислорода, и воды достаточно для того, чтобы шесть человек летали. На 8 сентября число планировалась посадка, и, скорее всего, мы экипаж будем сажать в штатном режиме, а дальше будем уже анализировать, думать. Может быть, останутся три человека пока.
Business FM: Помимо имиджевых, технологических и так далее, финансовые потери здесь каковы?
Виноградов: Я думаю, что большие потери, потому что мы везли почти три тонны оборудования, достаточно дорогого, сложного. Там были и научные эксперименты, какие-то агрегатные системы для станции, для замены. Естественно, потери большие.
Накануне ракетоноситель «Союз-У» не смог вывести на заданную орбиту грузовой корабль «Прогресс». Он упал на территории республики Алтай. «Прогресс» должен был доставить на МКС около 3 тонн различных грузов, среди которых были картины российского художника Александра Шилова для психологической поддержки экипажа.
Запуск «Прогресса» был застрахован на 3 миллиарда рублей. По данным СМИ, общие потери российского космоса от последних неудачных запусков, оцениваются в 16 миллиардов рублей. В НАСА уже предупредили, что экипаж МКС может быть сокращен вдвое.
За последние девять месяцев Россия потеряла уже шесть космических аппаратов. С каждым разом последствия все хуже. Буквально в день аварии «Прогресса» ждали кадровых решений по спутнику «Экспресс-АМ4» стоимостью 10 миллиардов рублей. ЧП поставило под сомнение федеральную программу цифрового телевидения. И вот проблемы «Союза У». Здесь вообще могут возникнуть вопросы к пилотируемым программам МКС. После прекращения полетов Американских шатлов — российские «Союзы» стали единственным космическим транспортом — комментирует член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш:
«Если вы сколачиваете табуретку 40 с лишним лет, 44 года — в данном случае я имею в виду космический корабль «Союз», то неизбежно у вас начинает возникать ощущение, ну, как вы гвоздь не заколотите в эту табуретку, справа — слева, все равно табуретка будет стоять, а вот космический корабль, он же все-таки не табуретка. Он при сборке не прощает какой-то небрежности, расслабленности, халатности. Эти явления неизбежно начинают возникать, когда люди работают над воссозданием уже бесконечно устаревшей техники».
Производитель «Союзов» самарский «ЦСКБ-Прогресс» активно осваивает и смежные и не только производственные ниши. Одна из последних разработок легкий двухмоторный самолет «Рысачок». Предприятие выпускает катера и лодки под торговыми марками «Аквалайн» и «Прогресс». В номенклатуре товаров есть также хозяйственные тележки, детские санки и оборудование для хлебопекарной промышленности. И все-таки «Союз» самый лучший, отмечает дважды Герой Советского Союза летчик космонавт Георгий Гречко:
«Молоток и то может сломаться, камень рушится. В общем-то, я все-таки горжусь, что я принимал участие в создание вот этой «семерки», как мы ее называем, и что она все-таки самая лучшая ракета. Это не эмоции, это арифметика. На сто запусков у нее меньше всего отказов. Так что вы сами посудите, 30 лет не было отказа — это очень хорошая ракета».
Причины очередной аварии изучит высокая комиссия. Наблюдатели не сомневаются — в итоге последуют кадровые выводы. То, что вслед за этим улучшиться ситуация в космической отрасли — здесь сомнения остаются.
Предположения о загрязнении алтайских рек, в связи с аварией «Прогресса», МЧС опровергает. Как заявляют в ведомстве, топливо с «Прогресса» не могло попасть в реки края. При этом ссылаются на Роскосмос, который утверждает, что на борту корабля не было никаких опасных грузов, в том числе и топлива.
Дмитрий Дризе, Business FM