Европу ждет снижение рейтингов суверенных долгов
Лента новостей
Текущий обвал бирж вызван психологическими факторами, а фундаментальные факторы — не так уж и плохи, и рост рынков последует уже скоро. Об этом в интервью BFM.ru заявил глава инвестиционного бизнеса ФК «Уралсиб» Марк Темкин
Российский рынок по-прежнему является одним из самых привлекательных с позиции фундаментальных факторов. О том, когда на рынках начнется восстановление и на какие сектора лучше всего сделать ставки, в интервью BFM.ru рассказал глава инвестиционного бизнеса ФК «Уралсиб» Марк Темкин.
— На ваш взгляд, текущее падение рынков — это начало второй волны кризиса или временная коррекция?
— На наш взгляд, это временная коррекция, вызванная, скорее, психологическими факторами, чем фундаментальными. С полной уверенностью говорить о чем-то на текущий момент сложно. Точно можно сказать лишь то, что риски заметно выросли, и основным триггером послужило снижение рейтинга США: инвесторы пребывают в неуверенности и не решаются на какие-то заметные действия. В такой ситуации, конечно же, нельзя говорить о росте. Вероятно, вслед за снижением рейтингов США, мы, скорее всего, увидим снижение и рейтингов европейских суверенных долгов. Это также может иметь негативный, в первую очередь, психологический эффект для рынков, но после этого мы все-таки ожидаем восстановления.
— То есть фундаментальные факторы вообще не при чем?
— Говорить о каких-то глубоких проблемах, которые могут привести к кризису и рецессии, нельзя. Рынки пребывают в волатильном состоянии уже довольно большой период времени, закладывая возможные снижения рейтингов, и текущие события сюрпризом не являются. Правительства и Центральные банки прекрасно понимают, в чем текущая проблема финансовых рынков. На недавнем заседании ФРС не было сказано о возможности запуска третьей программы по стимулированию экономики США, но можно рассчитывать, что если ситуация продолжит усугубляться, скорее всего, регулятор пойдет на этот шаг, что поддержит финансовые рынки и экономическое восстановление.
— Какая из глобальных угроз — долговые проблемы США, долговые проблемы Европы или замедление роста Китая — наиболее опасна для мировой экономики?
— Наибольшую опасность для мировой экономики в целом и для России в частности представляют долговые проблемы в США и Европе. Статистика по росту ВВП США за второй квартал указывает на резкое снижение темпов роста американской экономики.
Основная проблема заключается в том, что в условиях долгового кризиса ни США, ни Европа не могут воспользоваться инструментами фискальной политики для стимулирования своих экономик. Любое фискальное стимулирование, будь то снижение налогов или рост государственных расходов, требует роста дефицита бюджета и, соответственно, долга, что невозможно в условиях долгового кризиса.
Стимулирование за счет мер монетарной политики, т.е. предоставления дешевой ликвидности, тоже уже не работает. В итоге, все, что остается регуляторам в создавшейся ситуации, — это наблюдать за развитием событий и время от времени делать заявления о безусловной поддержке рынков.
— Главные инструменты воздействия на ситуацию со стороны ФРС и ЕЦБ — поддержание низких ставок и выкуп части государственных облигаций с рынка. Насколько эти шаги эффективны?
— И у ФРС, и у ЕЦБ очень ограничено пространство для маневра. Существенных проблем с ликвидностью нет ни в США, ни в Европе. Проблема в том, что банки, имея в распоряжении много дешевых денег, не спешат кредитовать промышленность и население, что явилось бы существенным стимулом для экономики.
С одной стороны, это связано с кризисом доверия, от которого мы все так и не смогли до конца избавиться после событий 2008-2009 годов. С другой стороны, риски не возврата кредитов достаточно высоки. И корпорации, и домохозяйства в большинстве своем уже имеют большие долги, и если им давать еще больше в долг, то они просто не смогут расплатиться. Поэтому ни низкие ставки, ни предоставление ликвидности через программы выкупа облигаций, не могут стимулировать банки наращивать объемы кредитования бурными темпами.
Кроме того, в результате кризиса домохозяйства в существенной мере потеряли уверенность в своем будущем, поэтому они не спешат брать кредиты и тратить заемные деньги, как они это делали до кризиса.
Поэтому меры, направленные на накачку ликвидности, не работают, эта ликвидность по большей мере оседает в форме избыточных резервов в ФРС и ЕЦБ, а также перетекает на финансовые рынки, способствуя надуванию пузырей.
— Высокую волатильность рынков можно отчасти списать на избыток денежной массы?
— Ликвидность и денежная масса являются всего лишь одним из факторов повышенной волатильности. Да, несомненно, ликвидности на глобальных рынках достаточно. Однако волатильность часто бывает и при недостатке свободных средств. Она присутствует всегда, когда на рынке нет четкого понимания. Текущая волатильность в основном и связана, в первую очередь, с неуверенностью инвесторов и непониманием, как глубоко может ухудшиться или, наоборот, улучшиться экономическая ситуация в США и Европе.
— Движение цен на нефть сейчас определяется фундаментальными или спекулятивными факторами?
— Цены на нефть находятся под влиянием взаимосвязанных фундаментальных и спекулятивных факторов, причем спекулянты пытаются предсказать динамику фундаментальных факторов на будущее. На мой взгляд, важно то, что сейчас отсутствуют две особенности 2008 года. Во-первых, свободные мощности добычи ОПЕК намного выше исторических минимумов, в отличие от 2008 года. Во-вторых, исчезли узкие места в переработке благодаря вводу крупнейших в мире нефтеперерабатывающих заводов в Индии в 2008-2009 гг.
В 2006-2008 гг. НПЗ Азии и ЕС не могли удовлетворить растущий спрос на низкосернистый дизель из-за предельной загрузки, что вызвало рост дизельной премии и цены на низкосернистую нефть. Этим можно объяснить и резкий обвал рынка нефти во втором полугодии 2008 года. Сейчас не исключено, что спрос на нефть в 2012 году будет ниже прогнозов ОПЕК и МЭА, однако вряд ли это приведет к падению цены по образцу 2008 года.
— А движение цен на золото определяется фундаментальными или спекулятивными факторами?
— Сейчас многие инвесторы предпочитают продавать рискованные активы по всему миру и перекладываться в золото. Оно по-прежнему остается единственным защитным инструментом из-за разрастающихся проблем в еврозоне и США. Оценить объем инвестиционного спроса в золото со стороны американских и европейских инвесторов сложно, но при продолжении развития ситуации по неблагоприятному сценарию, мы сможем увидеть и более высокие цены на золото благодаря инвестиционному спросу.
По нашему мнению, текущая цена на золото не является пределом, и мы можем легко увидеть цену и 2000 долларов за унцию в ближайшие 2-3 недели. Хотя разрастание кризисных явлений может привести к падению промышленного спроса на золото, что может привести и к ценовой коррекции. Примером является падение спроса со стороны ювелирной промышленности в 2008 году, особенно в Индии и Китае.
— Многие инвесторы считают, что очередной пузырь образовался в секторе высокотехнологичных компаний.
— Ситуация на рынке технологических компаний вряд ли создает предпосылки для «взрыва пузыря», подобного dot.com кризису начала века. Значительная часть технологических компаний, которые представлены сейчас на рынке, являются вполне успешными с финансовой точки зрения, поэтому фундаментальных предпосылок для образования пузыря нет. Хотя проблема завышенных оценок некоторых компаний сектора, в том числе и российских, существует. Скорее всего, следует ожидать, что рынок более взвешенно оценит эти компании, чему, в частности, способствует текущая нервная ситуация на рынках.
— Ваш прогноз движения индекса ММВБ на ближайшее полугодие?
— Если говорить конкретно об индексе ММВБ, то мы рассчитываем на рост в ближайшем полугодии, и он должен быть выше текущего уровня. Наша оценка в первую очередь связана с тем, что по мере рассасывания проблем на развитых рынках, инвесторы будут больше обращать внимания и на развивающиеся рынки, в том числе и Россию.
Даже в случае затянувшихся проблем можно говорить о том, что Россия все равно будет смотреться пока гораздо привлекательнее развитых рынков, и нельзя исключать перетока средств в российские фонды. Несомненно, определяющим фактором для нашего рынка являются цены на нефть, и мы смотрим по ценам на нефть выше текущих уровней, по мере восстановления спроса, а также менее спекулятивного настроя инвесторов.
— Когда инвесторам стоит входить в рынок и на что обратить внимание?
— Входить в рынок, на наш взгляд, стоит уже в конце третьего квартала, так как мы ставим на рост в четвертом квартале этого года. В целом весь российский рынок достаточно перепродан. На мой взгляд, стоит обратить внимание именно на те сектора, которые сильнее всего пострадали во время последнего падения — в первую очередь, металлургический сектор, энергетика, банки, возможно, — сектор недвижимости, а также телекомы, незаслуженно пострадавшие во время коррекции.