Польша считает Россию частично виновной
Лента новостей
Итоги расследования катастрофы Ту-154 под Смоленском, в результате которой погиб президент Польши Лех Качиньский, обнародованы. Из доклада польской комиссии следует, что Россия частично виновата в гибели их борта №1
Польская сторона полгода занималась собственным расследованием причин катастрофы президентского самолета Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года. В ходе расследования было собрано 248 томов документов, допрошено более 900 свидетелей, передает сегодня Bloomberg со ссылкой на польский телеканал TVN24. Сегодня польская сторона представила свою версию трагедии, и это самый популярный запрос дня поисковой системы Google.
Самолет польского президента Леха Качиньского при посадке в условиях плохой видимости из-за сильного тумана зацепился за верхушки деревьев. Погибли все 96 человек, находившиеся на борту. Это 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, высокопоставленные чиновники Польши, а также восемь членов экипажа.
Согласно выводам польской стороны, в кабине пилотов находился директор дипломатического протокола, от которого экипаж ждал команды, сажать самолет или нет. Капитан воздушного судна сказал чиновнику: «Можем полчаса повисеть и уходим на запасной».
В отчете говорится, что «директор удалился из кабины экипажа с целью проинформировать Господина Президента об обстановке». В это время самолет снижался.
«В 6:30:33 в кабину экипажа на минуту зашел Директор протокола и передал: «Na razie nie ma decyzji Prezydenta, co dalej robimy» («Пока нет решения Президента, что делать дальше»)», — говорится в отчете.
«Столкновение самолета с землей произошло в 6:41:07,5 в перевернутом положении. Непосредственно перед падением, самолет двигался по траектории с углом наклона к земле 10-12º, с курсом 240º и скоростью 260 км/ч», — говорится в отчете.
Кроме того, признает польская сторона, командир судна 10 апреля 2010 года «не имел действующих допусков к выполнению полетов в качестве командира самолетов Tу-154M и Як-40». Допусков не было ни у второго пилота, ни у штурмана. У пилотов было превышено максимальное летное время. Их подготовка не контролировалась должным образом. Управляющий пилот был занят ведением радиосвязи, что ограничивало его способность получать информацию от других членов экипажа. Кроме того, у экипажа не было однородной информации о погоде в Смоленске. «Сообщение о реальных атмосферных условиях застало экипаж врасплох», — говорится в отчете.
Польские специалисты утверждают, что размещение метеостанции и измерительных приборов на аэродроме Смоленск Северный было неправильным, из-за чего замеры и метеорологические наблюдения на аэродроме не отражали реальной ситуации. Состояние светосигнальной системы не соответствовало техническим требованиям. Примыкающая к порогу взлетно-посадочной полосы часть полосы воздушных подходов поросла деревьями, высота которых превышала допустимое значение. Сам аэродром не был готов к приему воздушных судов. Медицинское обеспечение аэродрома не гарантировало предоставления медицинской помощи пассажирам и членам экипажа самолета Ту-154М.
Версия российской стороны
Россия передала польской стороне официальный отчет об авиакатастрофе под Смоленском еще 12 января 2011 года. Согласно выводам российской стороны, непосредственной причиной катастрофы стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, несмотря на то, что в ходе полета экипаж самолета Ту-154 неоднократно получал информацию о несоответствии метеоусловий на аэродроме назначения, заявляла председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина в январе этого года.
По ее словам, в крови главкома ВВС Польши, который находился в кабине пилотов разбившегося под Смоленском Ту-154, обнаружено 0,6 промилле алкоголя. Сам главком оказывал «психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющейся доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало». Этот доклад брат-близнец погибшего президента Польши Леха Качиньского Ярослав назвал «издевкой, направленной против Польши» и указал, что в российском документе не хватает доказательств. А премьер Дональд Туск сообщил, что российское расследование незаконченное.
Отличия есть
Зыгмунт Дзенцеловский, редактор интернет-журнала Open Democracy, польский писатель и журналист, говорит о том, что в российской и польской версиях есть серьезные расхождения. «Польская комиссия довольно резко отрицает ту версию, согласно которой пилоты находились под жестким давлением со стороны руководства. Все предполагали, что это давление оказывалось на пилотов, потому что первое лицо требовало совершить посадку в Смоленске. Второе расхождение, и это важный момент, польская комиссия довольно убедительно подчеркивает, что часть ответственности за то, что произошло, лежит на российской стороне», — указывает он BFM.ru.
После опубликования доклада прокуратура Польши может начать уголовное преследование граждан своей страны, так или иначе виновных в трагедии.
Соответственно, Генпрокуратура РФ тоже может принять аналогичные меры в отношении россиян, которые имеют отношение к катастрофе. Об этом заявил в интервью польскому телеканалу TVN24 профессор международного права Варшавского университета Лукаш Хойняк.
«Будут открыты уголовные дела, и политическую ответственность понесет министр обороны, наверное, о его отставке уже говорят довольно громко последние недели, — полагает Дзенцеловский.
К вечеру 29 июля стало известно, что министр национальной обороны Польши Богдан Клих ушел в отставку. Он подал прошение об отставке накануне публикации доклада и она была принята, сообщил на пресс-конференции по итогам публикации отчета премьер Польши Дональд Туск. По словам Туска, прошение об отставке было принято потому, что «он [Клих] чувствовал, что его дальнейшее руководство министерством могло бы помешать выполнению рекомендаций, содержащихся в докладе», передает Reuters.
Кто разыгрывает смоленскую карту
У поляков сам доклад доверия не вызывает. Варшавский Center for Public Research в марте опубликовал исследование, согласно которому менее 50% поляков ожидали от собственного правительства более честного (по сравнению с российским докладом) расследования.
Причина в том, что доводы польской стороны так или иначе основываются на результатах российского расследования, поясняет Дзенцеловский. Кроме того, вся эта ситуация находится в центре жесткого политического противостояния, где какие-то реальные аргументы не имеют значения, говорит эксперт.
«В глазах оппозиции правительство и правящая «Гражданская платформа» Туска целенаправленно скрывают правду от народа. А в глазах «Гражданской платформы» оппозиция [Качиньский] использует смоленскую катастрофу, чтобы извлечь из этого для себя политическую пользу. И поэтому вокруг этой ситуации создается настолько много всякого информационного шума, и люди понимают, что в этом шуме найти зерно правды может быть сложно неподготовленному человеку», — говорит Дзенцеловский.
В Польше после авиакатастрофы нет мира. В апреле этого года телеканал Euronews сообщил о том, как отмечалась годовщина трагедии под Смоленском. В Варшаве прошла официальная памятная церемония с участием польского высшего руководства. Но брат-близнец погибшего президента, Ярослав Качиньский, и сторонники его оппозиционной партии «Право и свобода» организовали свою памятную церемонию — напротив президентского дворца в Польше.
Катастрофа является и причиной натянутости отношений между Россией и Польшей. Сразу же после нее был шанс на то, что отношения исправятся, но сейчас по этому поводу существуют сомнения, говорит Кшиштоф Бобински, президент исследовательского фонда Unia & Polska, поскольку речь идет о потере доверия с обеих сторон.
Официальные лица пытаются демонстрировать единение. Так, 10 апреля место катастрофы под Смоленском посетили президент России Дмитрий Медведев и Польши — Бронислав Коморовский.
Медведев заверил, что он разделяет скорбь поляков и будет делать все возможное для того, чтобы найти причины катастрофы. Коморовский подтвердил, что он и Медведев заинтересованы в скорейшем окончании расследования.
Тем не менее, чувства поляков были задеты фактом замены мемориальной таблички на месте крушения самолета Качиньского. Она была заменена в апреле, незадолго до приезда польской делегации и родственников погибших в Россию на памятную церемонию.
В первоначальном варианте присутствовала фраза «96 поляков погибли по дороге на памятные мероприятия, посвященные 70-й годовщине советского геноцида в катынском лесу, совершенного над военнопленными офицерами Войска Польского в 1940 году».
Сейчас надпись на табличке гласит: «Памяти 96 поляков во главе с президентом Республики Польша Лехом Качиньским, погибших в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года».
«Тема трагедии на официальном уровне закрыта этими докладами, — заявил Федор Лукьянов, главный редактор журнал «Россия в глобальной политике». — Но на политическом — нет. Правительство Туска все это время находится под жесточайшим прессом со стороны оппозиции. И партия Качиньского использует эту трагедию как главное оружие в избирательной кампании, которая сейчас в Польше уже идет», — говорит эксперт BFM.ru.
Сейчас российско-польские отношения находятся в стадии заморозки, полагает Дзенцеловский. Он объясняет это тем, что в Польше и в России готовятся к выборам. Ситуацию усугубляет и кризис ЕС. «Потому смоленская трагедия отошла на второй план», — считает эксперт.
При этом он уверен, что «все же процесс потепления отношений продолжается». «Немного изменилась риторика, которая употребляется на официальном уровне, — говорит Дзенцеловский, — для простых людей, театральных деятелей, журналистов, молодежи открываются какие-то возможности общения, больше книг публикуется польских в России, русских — в Польше».