Любимов рассказал, почему покидает театр на Таганке
Лента новостей
Финансовые претензии артистов основатель театра назвал лживыми, отмечая, что это легко было бы доказать в суде
Причина ухода Любимова из театра на Таганке — конфликт с артистами и недовольство департаментом культуры Москвы. Основатель театра сегодня созвал пресс-конференцию, где назвал актёров труппы — лжецами.
Любимов назвал финансовые претензии артистов лживыми, и заявил, что легко мог бы доказать это в суде. Однако подавать иск Любимов не собирается, просто больше не может работать в такой атмосфере. На пресс-конференции, которую собрал сегодня Любимов, он и сам предъявлял претензии - департаменту культуры Москвы, куда написал заявление об отставке:
«Кроме безобразий с их стороны я никогда ничего не видел. И даже эти гастроли они не финансировали, это старалась устроить моя жена, министерство России и спонсоры, та сторона. Вот где эти злосчастные деньги. Это легенда, что они бедные, надо понимать — они не бедные. Ведущие артисты получают до 80 тысяч рублей. Никаких денег я не брал, туда вложено, просто, мной, из дома, миллиона два-три. Просто, я вещи брал из дома папины, мамины».
Конфликт между Любимовым и труппой вспыхнул после гастролей в Чехии, когда актёры потребовали гонорар, сорвав открытую репетицию. Но назревала ситуация несколько лет, говорят артисты. И спорят со многими заявлениями основателя театра. Вот что рассказал участник гастролей в Праге Эрвин Гааз:
«Он говорит о том, что актёры его оболгали, несколько раз он говорил, что мы заставляем себя ждать на репетициях, - это не так. Зачастую наоборот. Что касается прочих обвинений: актёры очень вежливо попросили Юрия Петровича о гонораре, никакого дележа, то, о чём он неоднократно говорил в СМИ, не было, в ту же секунду актёры стояли на сцене, делили актёры гонорар после окончания спектакля, а некоторые получили его наследующий день в гостинице».
Театр на Таганке не впервые оказывается в центре крупного скандала. В 1992 году коллектив фактически раскололся на две части. Главный режиссер театра Николай Губенко после возвращения на этот пост Любимова ушёл вместе с половиной труппы, основав «Содружество актёров Таганки». Но сравнивать эти два события нельзя, считает, обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин:
«Там всё-таки были причины более творческие, более организационные, хотя, конечно, взрывной характер Юрия Петровича Любимова там тоже сыграл свою роль, вот я скорее принимаю сторону артистов театра, которые реально находились в положении абсолютно подчинённом, они, конечно, очень сильно и давно страдают от, по-моему, абсолютнейшего волюнтаризма Каталин Любимовой».
На стороне Любимова активно выступают композитор и начальник отдела кадров театра. По словам Любимова, искусство делает индивидуалист, а коллектив — это стадо. Любимову 93 года, но он говорит, что всегда сможет найти работу.
Вопрос о преемнике главы Театра на Таганке пока остается
открытым. Год назад Любимов хотел предложить эту роль японскому режиссеру Тадаши Судзуки, чей метод так называемой «дрессировки» артистов палкой он одобряет.
В то же время Любимов сказал, что жалеет о своем возвращении в Россию из Болоньи, где у него был свой театр. Любимов ставил спектакли в Италии, находясь в эмиграции в советское время. Во время перестройки, по приглашению российского правительства, режиссер вернулся на родину.
Евгения Смурыгина, Business FM