ЕС заплатит за палочку сотни миллионов евро
Лента новостей
Испания посчитала, что обещанная компенсация в 150 млн евро не покрывает убытки фермеров из-за паники, связанной со вспышкой кишечной инфекции. ЕС готовится увеличить эту сумму
Сегодня еврокомиссар по сельскому хозяйству Дачиан Чолош должен озвучить новую сумму компенсаций европейским фермерам. Накануне Испания отвергла предложенный Еврокомиссией объем возмещения для европейских хозяйств, пострадавших из-за паники с кишечной палочкой: 150 млн евро, о которых объявил Чолош, покрывают лишь около 30% рыночной стоимости нереализованного урожая, пишет The Guardian. Испанская газета El Mundo утверждает, что подачек в размере 150 млн будет совершенно недостаточно, поскольку потери только испанских фермеров оцениваются в 200 млн евро в неделю.
По мнению испанской газеты El Pais, более реалистичной суммой компенсаций стали бы 450 млн евро.
Испанская сторона настаивает, что названной ранее суммы недостаточно. Позицию министра окружающей среды и сельского хозяйства Испании Росы Агилар поддерживает и ее французский коллега Брюно Ле Мэр. Именно Испания понесла наибольший ущерб в результате вспышки кишечной инфекции, будучи одним из крупнейших поставщиков овощей в Европе. Кроме того, по первой версии, источником опасной бактерии были объявлены испанские огурцы, впоследствии обвинения не подтвердились, но фермеры понесли огромные убытки.
Кстати, испанцы продолжают нести и моральные потери. Журналисты газеты El Mundo обнаружили в столовой Европарламента в Страсбурге объявление, из которого следует, что данное предприятие общепита продолжает бойкотировать испанских производителей «зараженных огурцов». Депутаты Испании уже отправили руководству Европарламента возмущенный протест.
Представители фермерской отрасли в ЕС говорят, что в целом по сектору финансовые потери в результате «кишечного скандала» превысили 400 млн евро.
Еврокомисар по здравоохранению Джон Далли настоятельно рекомендовал не делать поспешных выводов о причинах и источниках заболевания, пока идут проверки. По его словам, вспышка инфекции локализуется на ограниченной территории в районе Гамбурга, поэтому нет причин предпринимать какие-то действия на европейском уровне. Общеевропейские меры против какого бы то ни было продукта он считает в данной ситуации чрезмерными.
Ученые говорят, что чем дольше продолжаются поиски источника заражения, тем более вероятно, что в итоге он так не будет найден. «Если мы не узнаем вероятную причину в течение недели, мы можем никогда ее не узнать», — передает The Guardian слова специального советника ВОЗ ООН по инфекционным заболеваниям Гюнаэля Родье.
Если бы в разрастающемся скандале с кишечной палочкой в Европе не было двух десятков погибших и более двух тысяч заболевших, а также экономических убытков, измеряемых сотнями миллионов евро, вся эта история носила бы характер фантасмагории. Едва немцы сняли вину за распространение эпидемии с испанских огурцов, как выяснилось, что новый «подозреваемый», пророщенные бобы с немецкой фермы, также, скорее всего, ни при чем.
Дело дошло до того, что еврокомиссар по вопросам здравоохранения Джон Далли обратился во вторник с официальным призывом к властям Германии прекратить поднимать панику на основе непроверенных данных. Депутат Европарламента от Испании Франсиско Соса Вагнер на том же заседании взошел на трибуну с большим огурцом в руках и в ходе своей гневной речи размахивал зеленым овощем, как гранатой, чем немало оживил прямой эфир телекомпании BBC.
В Чехии тем временем, не дожидаясь новых панических сигналов из Берлина, уже проверяют немецкое импортное мясо на наличие зловредной палочки. Чехи не исключают, что палочка-убийца может скрываться именно в мясе. «Мы начали специальные действия. Первые результаты будут готовы в конце недели», — сообщил журналистам представитель министерства здравоохранения Чехии Ян Вана.
Министры сельского хозяйства стран ЕС собрались во вторник на экстренное совещание в Люксембурге для поиска выходов из кризиса в отрасли, вызванного вспышкой распространения кишечной палочки. Распространение острой кишечной инфекции в Германии не удается остановить третью неделю. Заболевших уже более двух тысяч, 23 человека погибли.
Испания ранее заявляла, что потребует «100-процентную» компенсацию ущерба, который был причинен фермерам страны необоснованными утверждениями, что испанские огурцы заражены опасной бактерией. Впоследствии эта версия, распространенная Германией и Еврокомиссией, не подтвердилась. Испанцы возмущены поспешными и необоснованными обвинениями в свой адрес.
«Мы не согласимся ни на какие убытки для наших производителей, потому что они никоим образом не виноваты в этом», — цитирует The Financial Times слова Агилар.
Агилар заявила, что Германия должна внести свой вклад в международную рекламную кампанию, чтобы вернуть доверие потребителей к продукции, которая пострадала в результате этого кризиса.
Ранее эксперты утверждали, что проще всего было бы правительствам выделить фермерам государственную помощь на национальном уровне, пишет The Financial Times. Но этот подход может быть нереальным в тех странах, которые в условиях экономического кризиса вынуждены сокращать расходы бюджета. Подобные меры будет особенно непопулярны в Испании, где ответственными за возникшие проблемы общественность считает Германию и Еврокомиссию.