Огурец в презервативе
Лента новостей
На волне паники, разрастающейся в Европе вокруг испанских «огурцов-убийц», в немецкой блогосфере набирают популярность конспирологические теории
Европейский центр предотвращения болезней и контроля над ними из своей штаб-квартиры в Стокгольме сделал заявление: нынешняя эпидемия, вызванная распространением энтерогеморрагической бактерии EHEC,— одна из крупнейших в своем роде в мире. В Германии 14 человек скончались, количество заболевших — в сто раз больше. Немецкие специалисты признали, что агрессивный штамм Escherichia coli, скорей всего, будет распространяться и далее. В понедельник эта тема стала одним из самых популярных новостных запросов в поисковой системе Google.
Между тем, как признала руководитель Министерства по защите прав потребителей ФРГ Илзе Айгнер, «EHEC вышла на европейский уровень». В Швеции зарегистрировано три десятка заболевших. Есть пострадавшие в Дании (11), Великобритании (3), Австрии (2), Нидерландах (1). О трех подозрительных случаях сообщает и французский Минздрав. EHEC становится и глобальной проблемой – заболели три американца, гостившие в Германии. В Испании госпитализирован один человек, который также побывал недавно в Германии.
Ученые из университетской клиники Мюнстера спешно разработали быстрый тест на EHEC, позволяющий через пару часов обнаружить опасные бактерии даже в самых малых количествах. Их коллеги в Ганновере сообщают о первых успехах в лечении, признавая, правда, что «чудо-средством» эту терапию назвать нельзя.
Счет потерям идет на сотни миллионов евро
Панику, которая охватила Европу, именуют «огуречной» с легкой руки немецких эпидемиологов, обнаруживших опасный штамм кишечной палочки в испанских огурцах. Сети крупных европейских супермаркетов спешно вычеркивают продукцию испанских фермеров из ассортимента. В Испании сельское хозяйство каждую неделю теряет до 200 млн евро, сообщает газета El Mundo. Германия — главный потребитель испанских овощей: в 2010 году немцы съели свыше 850 тысяч тонн свежей овощной продукции из Испании, заплатив за них 870 млн евро.
Испанские власти и сельхозпроизводители указывают, что проблема не в огурцах — главные объемы их поставок из Испании в Европу приходятся на зимние месяцы. Сейчас эти поставки относительно невелики. Но на кону судьба всего испанского экспортного сельского хозяйства. Так, в прошлом году Испания поставила на экспорт 3,7 млн тонн овощей и фруктов на общую сумму 3,64 млрд евро. Чтобы было понятней, насколько испанское сельское хозяйство ориентировано на экспорт, достаточно сказать, что из каждых трех огурцов, выращенных в этой стране, сами испанцы съедают только один.
При этом Испания убеждена в высоком качестве своей продукции и власти этой страны обвиняют Германию и другие государства ЕС в раздувании панических настроений. Пока не найдено подтверждений тому, что огурцы или иные овощи были заражены именно на территории Испании.
Впрочем, от паники страдают и фермеры в самой ФРГ. Которые ежедневно теряют два миллиона евро. О 10-процентном падении спроса сообщают австрийские сельхозпроизводители. «Растерянность последних дней должна научить потребителей одному: полагаться не на кого, в лучшем случае на региональный бизнес, который хотя бы из-за близости между производителем и потребителем можно контролировать лучше. Виноваты не огурцы, а самый непредсказуемый фактор — человек», — пишет во вторник Lausitzer Rundschau.
Между тем, родословная овощей далеко не всегда интересует потребителя. «Лучше никаких овощей, чем отравленные», — так обозначил распространенное в Германии мнение покупатель на мюнхенском рынке. Заметно изменился даже ассортимент булочных: там уже не предлагают бутерброды со свежими овощами. На падение спроса жалуются и торговцы клубникой.
Экстренные рейды проходят в Чехии, куда заразные огурцы могли попасть из Германии. Подозрительные испанские овощи, как предполагает Еврокомиссия, могли оказаться в Венгрии, Австрии, Франции, Люксембурге и Нидерландах. Правда, все проверки были пока безрезультатны. После сообщения Еврокомиссии, что заразны могут быть и голландские огурцы, залихорадило сельское хозяйство Нидерландов. Минсельхоз этой страны накануне признал, что поставки в Германию практически приостановлены. Голландцы настойчиво потребовали, чтобы источник инфекции наконец-то был установлен наверняка. На кону большие деньги. Обычно в неделю только в ФРГ голландские фермеры продают овощей примерно на 10 млн евро.
Неизвестность порождает самые дикие предположения
Наиболее радикально поступили российские власти, запретившие ввоз овощей из Германии и Испании. Главный санитарный врач Геннадий Онищенко накануне заявил о готовности запретить ввоз всех европейских овощей. Немцы, в свою очередь, сомневаются в доброкачественности всех испанских овощей. Представитель сети супермаркетов Metro сообщает о резком снижении спроса на испанскую зелень.
«Когда озабоченность здоровьем становится паникой?» — вопрошает немецкая газета Märkische Oderzeitung, — Это весьма насущный вопрос, учитывая распространение возбудителя EHEC в Германии и соседних странах. Мы все уже пострадали от свиного гриппа, пандемическая опасность которого год назад уменьшилась до кашля. Миллионы евро из госбюджетов устремились тогда на пользу фармакологической индустрии…. Склонность превращать частные случаи в национальную проблему не очень нова для нашей страны, где каждый год тысячи людей погибают от рака, гриппа или курения. Эти мертвые остаются частностями, которые общество изредка воспринимает как проблему».
«Самое важное знание, которое принесли нам последние дни, – это то, что огурцы следует употреблять только с презервативами, — пишет колумнист The Financial Times Deutschland. — Этот вывод напрашивается после всех нынешних новостей и электронных писем, которые распространяются по немецким офисам, включая антиспидовский плакат с огурцом в презервативе. Очень полезное знание, которое, правда, не очень-то помогает».
Неопределенность провоцирует самые дикие слухи. В немецкой блогосфере сейчас бурно обсуждают конспирологическую теорию: по одной из версий, агрессивную бактерию в Германию привезли некие злоумышленники.