Москвичи жертвуют дорогим
Лента новостей
Московские власти отмечают снижение товарооборота в столице. Москвичи стали меньше покупать мебели, автомобилей, ювелирных украшений и других товаров длительного пользования. По итогам годам товарооборот может упасть на 370,5 млрд рублей
Московский товарооборот — это шестая часть совокупного товарооборота всей России. И он начал падать.
«Товарооборот по сравнению с прошлым годом, к сожалению, снижается. За январь он снизился на 8%. Если дело пойдет такими темпами, то к концу года мы будем иметь показатели по сравнению с 2008 годом на 12-15% меньше», — сообщил глава столичного департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков.
В прошлом году товарооборот в Москве, по данным департамента потребительского рынка и услуг, составил 2,47 трлн рублей. Это 17,8% от общероссийского товарооборота (13,8 трлн рублей по итогам 2008 года).
«Спрос на товары длительного пользования существует всегда, однако он не всегда платежеспособен. Одной из причин сокращения потребления является рост расходов на товары первой необходимости. Не секрет, что практически все товары, производимые в России, имеют в своей себестоимости импортное сырье или материалы. В условиях девальвации рубля значительная часть товаров дорожает. Образуется своеобразный эффект ножниц — расходы растут, а реальные доходы продолжают сокращаться, — комментирует BFM.ru начальник управления инвестиционных проектов Москоммерцбанка Владимир Бушуев.
«Основные причины снижения объема продаж – это, безусловно, снижение платежеспособного спроса на фоне фиксирующегося третий месяц подряд падения реальных располагаемых доходов. В январе они сократились на 6,7%, а также девальвация национальной валюты, которая привела к росту стоимости импортных товаров — готовой продукции и сырья. Доля импорта в структуре розничного товарооборота в России составляет примерно две трети, — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Эксперт уточняет, что в кризисной ситуации в наиболее стабильном положении остаются продовольственные и медицинские товары, поскольку на них спрос наименее эластичен. «Но при этом в условиях снижения доходов спрос в целом смещается в пользу среднего и низкого ценовых сегментов», — добавляет он.
Ранее заместитель руководителя департамента потребительского рынка Москвы Лариса Коржнева уже сообщала о падении товарооборота в столице. В конце прошлого месяца она сообщила, что в середине января потери товарооборота превысили 12 млрд рублей. Но тогда чиновники сочли, что это произошло по причине сильных морозов в столице и ограничений подачи электроэнергии в пик холодов. Теперь же московские власти уверены — сказался кризис.
Москвичи традиционно из-за более высоких заработных плат располагали финансовой денежной «подушкой безопасности», которая позволяла им продолжать делать крупные покупки. Однако нынешнее снижение покупательской активности москвичей вписывается в общую тенденцию снижения спроса на товары длительного пользования в целом по России. По данным компании «Башкирова и партнеры», в феврале более трети россиян признали, что вынуждены отказываться от покупки одежды и бытовой техники, в то время как в декабре это констатировали всего четверть опрошенных.
Владимир Малышков в своем выступлении уточнил, что в столице сокращаются продажи мебели, автомобилей и ювелирных изделий.
Как предположила в интервью BFM.ru Елена Хабибуллина, генеральный директор автосалона «Рекар», торгующего в Москве подержанными автомобилями в ценовом диапазоне от 5 до 20 тысяч долларов, в 2009 году товарооборот на столичном рынке автомобилей сократится на 60% при общем снижении совокупного товарооборота Москвы на 12-15%.
Елена Хибибуллина рассказала, что в январе компании удалось реализовать только 20 машин, что в два раза меньше среднего ежемесячного показателя. «Сокращение мы наблюдаем как по продажам, так и по закупкам автомобилей. Люди не покупают автомобили и не отдают их в реализацию. Основная опасность для нас сейчас состоит в том, что рынок живет по правилам, абсолютно не поддающимся разумному экономическому обоснованию. Еще неделю назад у нас отмечался ничем необоснованный всплеск спроса на подержанные авто. За неделю было продано 20 машин. По сути, мы тогда вернулись к своим докризисным показателям. Но через неделю спрос иссяк. Сейчас продаж нет вообще».
Представители магазинов одежды и обуви, опрошенные BFM.ru, находятся «в ожидании грядущего сокращения товарооборота». Пока в крупнейших сетевых магазинах столицы идет сезон скидок. Менеджер сети магазинов Zara Юлия в интервью BFM.ru заявила, что сейчас в магазинах наблюдается некоторое снижение покупательской активности, хотя в январе товарооборот сети в Москве вырос на 15% по сравнению с январем 2008 года. «Мы ожидаем некоторого оживления в марте, когда придут новые коллекции», — отмечает представитель сети.
Управляющий салоном элитной мужской одежды Uomo Collezioni Викас Коул в интервью BFM.ru отмечает, что тренд на снижение продаж уже очевиден, но официально зафиксировать падение товарооборота будет возможно только в весной, когда придут новые коллекции. «Вся проблема в том, что одежду и обувь российские сети в основном закупают за рубежом, используя в расчетах доллары и евро. Учитывая девальвацию рубля, можно ожидать повышения цен. Это весной станет понятно, окажутся ли россияне готовыми в условиях кризиса тратить на одежду больше».
По мнению Коула, в ближайшее время кризис затронет абсолютно все сегменты рынка одежды — от магазинов эконом-класса до люксовых бутиков. Но больше всего пострадают продавцы, работающие в среднем ценовом сегменте. «Магазины, торгующие одеждой марок Tommy Hilfiger, Reebok, Zara, к примеру, изначально были рассчитаны на покупателя со средним достатком уровня junior manager и подобных. Это банковские клерки, офисные работники. В кризис менеджеров этого уровня было уволено большое количество, что позволяет предположить, что именно в этом сегменте будет наблюдаться наибольшее сокращение спроса. Многие покупатели начинают переходить на более дешевые товары. И магазины одежды эконом-класса кризис затронет меньше. А клиенты магазинов дорогой одежды традиционно экономят меньше».
По прогнозу Натальи Демидовой, руководителя Национальной обувной ассоциации, в 2009 году товарооборот обувного рынка снизится на 20-30% (в 2007-2008 годах он составил 12-15 млрд долларов). При том, что европейские рынки «просядут» всего на 12-15%. «Обувной рынок России на 90% состоит из импорта. А немногочисленные отечественные производители, в свою очередь, при производство используют на 70% импортное сырье. Рубль девальвировался на 40%, а значит, и цены на обувь вырастут пропорционально ослаблению национальной валюты, что, безусловно, скажется на уровне продаж», — резюмирует эксперт.
«Падение товарооборота на 15% в 2009 году, на мой взгляд, вполне реально, — добавляет Владимир Бушуев. — При этом в натуральном выражении розничный товарооборот может сохраниться еще больше, просто в условиях роста цен на товары первой необходимости основная часть дохода будет тратиться на них, а спрос на дорогостоящие товары будет отложен до лучших времен».
Максим Клягин отмечает, что в целом рост товарооборота России в связи с кризисом замедляется. Прирост оборота розничной торговли в стране в 2008 году составил 27,4% в денежном выражении. Уже по итогам января 2009 года розничный товарооборот в товарной массе вырос к январю 2008 только на 2,4% против 16,3% роста в аналогичный период год назад. «Налицо очень существенное снижение темпов роста, — говорит эксперт. — По нашим предварительным прогнозам, в 2009 году в условиях ухудшающейся конъюнктуры замедление темпов роста розничной торговли продолжится. Мы ожидаем, что оборот розничного рынка в целом вырастет в рублевом денежном выражении примерно на 15%, до 15,8 трлн рублей. В натуральном выражении (в товарной массе) темпы роста, скорее всего, окажутся нулевыми. При этом возможна и отрицательная динамика». А в Москве, по причине достаточно высоких объемов товарооборота, возможно снижение в товарной массе на 10%.