16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 80.05 / ₽ 8280
  • RTS870.87
19 февраля 2009, 11:14

Аптекари предложили средство от кризиса

Лента новостей

Кризис затронул фармацевтическую отрасль не менее чем другие. Фармпредприятия закрываются, аптечные сети сокращают персонал и площади. А вот «36,6», наоборот, пытается развиваться

Под знаком 36,6 не только торгуют, но и производят. Фото: ИТАР-ТАСС
Под знаком 36,6 не только торгуют, но и производят. Фото: ИТАР-ТАСС

16-17 февраля в Москве прошла IV международная конференция «Фармацевтический бизнес в России», в которой приняли участие все основные игроки и эксперты рынка. Участники конференции подводили итоги прошедшего года, анализировали построение бизнес-процессов в условиях российских реалий — но чаще говорили о мировом финансовом кризисе и способах противостояния ему.

Кризис затронул фармацевтическую отрасль не менее, чем другие. В 2008 году сокращение объемов реализации в рознице, по данным Росздравнадзора, составило 23%. По словам участника конференции управляющего директора «Квадрига Капитал Россия» д-ра Райнхарда Кольайка, нынешний финансовый кризис от прошлого отличается отсутствием западных денег, что очень сильно сказывается на российских рынках в целом. По прогнозу д-ра Кольайка, в ближайшие 2-3 года не стоит ожидать зарубежных инвестиций в российский фармацевтический рынок, что еще больше осложнит ситуацию.

Впрочем, были и оптимистические выступления. Заместитель генерального директора аптечной сети «36,6» Герман Иноземцев сделал доклад о производстве и продаже товаров под собственной маркой как одном из элементов антикризисной стратегии российских компаний. Согласно доклада, private label не только помог бы сетям больше зарабатывать и не потерять клиентов в сложившейся ситуации, но и даже поддержать российского производителя и сохранить рабочие места.

Как уточнил в интервью BFM.ru Герман Иноземцев, свою частную марку аптечная сеть задумала еще в 2005 году, а уже в 2006 первые товары появились на полках. На сегодняшний день в аптеках «36,6» продается 700 товаров под собственной маркой, 10 из которых являются лекарственными средствами. Препараты в основном простые — антигистаминные, противогриппозные и спазмолитики.

То обстоятельство, что лекарств в списке private label куда меньше, чем парафармацевтических средств и сопутствующих товаров, объясняется просто: регистрация лекарственных средств занимает куда больше времени и сил.

Герман Иноземцев также рассказал, что еще 13 препаратов, которые аптечная сеть собирается выпускать под частной маркой в этом году, и те 17, о которых ведутся переговоры на 2010 год, будут в большинстве своем произведены за границей. «Сложность работы с российскими производителями в том, что по законодательству они не имеют права производить один и тот же препарат под двумя названиями. А значит встает выбор — производить только «для себя» или только для «36,6». В то же время потенциальный заказ сетей в промышленных масштабах достаточно мал, и в таких условиях производитель не готов выбирать в пользу сетей».

Тем не менее сеть уже сейчас сотрудничает с 54 российскими производителями в 25 городах. Товарооборот средств,под собственной маркой,произведенных в России,составляет 645 млн рублей. «2008 год стал годом, когда наша частная марка очень быстро развивалась. На конец года в обороте компании доля товаров категории private label составляла 6% и 14% в валовой прибыли, а это очень значимый объем», — резюмирует Герман Иноземцев.

Он также полагает, частная марка как инструмент удержания на плаву со всех сторон хороша, и не только сетей. Теперь покупатель разборчив: он хочет, и чтобы голова не болела, и чтобы денег в кошельке осталось побольше. «Вот в этом и есть уникальность нашего предложения, поскольку мы можем отрезать затраты на рекламу и поставщиков; полученную экономию мы поделим только между двумя игроками рынка: собой, как розничного продавца, и покупателем. В итоге продукт под нашей маркой будет на 10-20% дешевле, чем другой бренд», — поясняет Иноземцев.

Как признает Герман Иноземцев, прибыли с частной марки они получают в два раза больше в процентном соотношении, чем с любого другого бренда. Плюс поддерживают российского производителя: « Контракт заключается на год, а значит, целый год у предприятия гарантированно есть работа».

Однако участники рынка не во всем соглашаются с этой концепцией. По мнению исполнительного директора компании «Аптека Холдинг» Игоря Варламова, на сегодняшний день наличие частной марки для аптечных сетей не настолько важно, потому что оборот сегмента менее 1%; кроме того, он считает, что private label пока не может работать в российских аптеках. «Частная марка может работать только в крупных сетях. По-настоящему крупных сетей у нас пока нет. Когда в России будет сеть, насчитывающая три тысячи или более аптек, тогда private label будет работать эффективно».

«Пока это небольшой коммерческий проект, с которого они зарабатывают чуть больше денег», — говорит Игорь Варламов.

С таким мнением соглашается исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Геннадий Ширшов, который добавляет, что вряд ли стоит рассматривать это направление в бизнесе как один из инструментов поддержания во время кризиса: «В кризис все усилия владельцев обычно направляются на сохранение завоеванных позиций. Private label, как и любую другую марку, следует раскручивать, а это дополнительные средства. Кроме того, следует иметь ввиду, что аптечные сети — это сети аптек, и их основная задача — продавать лекарства».

«Если сеть выстоит в период кризиса, то, вероятно, можно рассматривать это направление как поддержку отечественного производителя. Просто надо помнить о том, что весь фармацевтический сектор в России кредитуется, по сути, производителями. Поэтому говорить о поддержке производителя сейчас вряд ли уместно. Скорее, производитель поддерживает сеть», — излагает свою точку зрения Геннадий Ширшов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию