Суд не поверил, что ЮКОС тратил деньги в своих интересах
Лента новостей
Виктор Данилкин продолжил оглашать приговор
Хамовнический суд Москвы не поверил Михаилу Ходорковскому, который утверждал, что денежные средства ЮКОСа расходовались в интересах компании.
Как передает корреспондент BFM.ru, об этом заявил судья Виктор Данилкин, зачитывая приговор экс-главе ЮКОСа и его деловому партнеру — бывшему руководителю МФО «Менатеп» Платону Лебедеву.
«К данным показаниям суд относится критически», — констатировал судья. Он огласил доказательства, подтверждающие, на его взгляд, незаконное расходование средств ЮКОСа и распределения прибыли компании.
Суд также пришел к выводу, что по указанию Ходорковского и Лебедева велись двойные бухгалтерия и отчетность для российских налоговых органов и для аудиторов. Кроме того, судья отметил, что, чтобы запутать акционеров, финотчетность публиковалась на сайте компании только на английском языке, хотя большинство его акционеров — российские граждане.
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант выразил возмущение выводами суда. «Это что нужно сделать с человеком, чтобы он сказал, что публикация отчетности на английском языке означает сокрытие информации (от акционеров — прим. BFM.ru)», — отметил он.
Судья в очередной раз отметил, что Ходорковский, Лебедев и члены возглавляемой ими организованной преступной группы обманывали аудиторов компании PricewaterhouseCoopers (PwC), предоставляя им неполную и недостоверную финансовую отчетность. «В суде нашло подтверждение, что члены ОПГ добивались положительных заключении аудиторской компании PricewaterhouseCoopers», — сказал судья. К доказательствам, подтверждающим это, он отнес показания основного аудитора из PwC Дага Миллера. Тот, в частности, заявил в суде, что руководство ЮКОСа «намеренно не предоставляло информацию», которая была важна для отражения финансовой отчетности компании. Так, PwC настаивала на прояснении отношения ЮКОСа или ее основных акционеров с компаниями Behles Petroleum S.A., Baltic Petroleum Trading Limited и South Petroleum Limited, через которые 1999-2001 годах осуществлялось до 90% экспорта ОАО «НК «ЮКОС», а именно, являются ли эти компании связанными сторонами по отношению друг к другу.
Однако руководители нефтяной компании отрицали причастность ЮКОСа к этим фирмам. Кроме того, они скрыли задолженность банка «Менатеп» в 2,5 млрд долларов, подчеркнул Данилкин. «Судом установлено, что с 1996 года отчетность НК «ЮКОС» не публиковалась в СМИ, — отметил судья. — В отчетности за 1999 год не раскрыта информация о всех операциях ЮКОСа». Он также отверг доводы подсудимых о том, что сведения о деятельности компании за 1999-2002 годы публиковались сайте ЮКОСа. В том числе, там размещались годовые и квартальные отчеты самых крупных добывающих предприятий ЮКОСа. «Изучение судом сайта показало, что сведения об аффилированных и иностранных компаниях ЮКОСа там отсутствуют», — подчеркивается в приговоре.
Суд также пришел к выводу, что имел место «обман аудиторов лично Лебедевым и Ходорковским также по вопросам взаимоотношений с бенефициарами». Ссылаясь на показания того же Дага Миллера, суд указал, что, по сведениям аудитора, в 2002 году Платон Лебедев подписал соглашение, согласно которому четырем бенефициарам ЮКОСа, среди которых был тогдашний председатель совета директоров Сергей Муравленко, было выплачено вознаграждение в размере 15% акций ЮКОСа, что в то время могло составить до 4 млрд долларов США. По мнению Миллера, выплаты осуществлялись не за какие-то личные заслуги перед компанией, а за помощь этих людей команде Ходорковского в приватизации ЮКОСа.
К чтению вердикта судья Виктор Данилкин приступил 27 декабря. В этот день он признал подсудимых виновными по основным статьям обвинения — в хищении вверенного имущества и легализации преступных доходов (статья 160 и 174.1 УК). Пока непонятно, о каких объемах и суммах идет речь. Из-за большого объема приговора судья Виктор Данилкин зачитывает его сидя. По наблюдениям адвокатов подсудимых, накануне судья огласил примерно 180 листов. Ему осталось около 300. Не исключено, что оглашение приговора завершится завтра.