Год кролика станет для «АвтоВАЗа» удавом
Лента новостей
В 2011 году «АвтоВАЗ» рассчитывает увеличить выручку на 30%. Но эти планы могут не реализоваться, если правительство завершит программу утилизации. В этом случае продажи завода рискуют упасть на две трети от достигнутого уровня
В эфире корпоративного телевидения гендиректор «АвтоВАЗа» Игорь Комаров заявил: «Мы недавно на совете директоров рассмотрели финансовый план на 2011 год, и он предполагает более чем на 40 млрд увеличения выручки от продаж. Цифра будет около 183 млрд рублей».
Как следует из этого сообщения, выручка автозавода в 2010 году составит около 143 млрд рублей против 84 млрд рублей в прошлом году, то есть она выросла в 1,7 раза.
Показатель чистой прибыли Игорь Комаров не раскрыл, но известно, что за 11 месяцев завод вышел в плюс по РСБУ и планирует в 2010 году получить чистую прибыль в размере 1,5 млрд рублей против убытка годом ранее.
При этом следует учитывать, что кредиторская задолженность завода на конец 2009 года составляла 106,1 млрд рублей и с тех пор только увеличилась. Правда, Комаров пообещал, что в ближайшее время «АвтоВАЗ» объявит о первом транше возврата средств государству, но конкретных планов не обозначил.
С другой стороны, значительную часть средств завод получил в виде беспроцентной ссуды от своего акционера — госкорпорации «Ростехнологии», которая не обязана возвращать деньги государству.
Но только этими ссудами предприятию не обойтись. Кроме миллиардных вложений в собственную модернизацию, автопроизводителю придется вложить еще 7 млрд рублей, которые ему одолжит Сбербанк, в мощности на «ИжАвто» (туда планируется перенести производство «классики» и семейства Samara).
Объем производства на конвейере в Ижевске планируется довести к 2014 году до 300 тысяч автомобилей в год с одновременным переходом на новый модельный ряд. «Есть проект, который предложил альянс (Renault - Nissan — BFM.ru), по производству там легких коммерческих автомобилей, в том числе и под брендом Lada», — сообщил Игорь Комаров.
Пока же, по итогам 2010 года, продажи «АвтоВАЗа» составят примерно 555 тысяч автомобилей. Есть серьезные сомнения, что они могут быть существенно увеличены в 2011 году, как и в том, что прибыль завода будет расти.
По мнению аналитика ИК «Атон» Юлии Мативосовой, в 2011 году «АвтоВАЗу» удастся продать примерно 600 тысяч автомобилей и этого хватит для сохранения рентабельности, но не более того. При этом финансовые показатели будут зависеть от структуры продаж. «Конечно, если продавать одну «классику», то на прибыль можно не рассчитывать», — говорит аналитик.
Тем не менее, за 11 месяцев 2010 года, покупатели приобрели 124 200 «классических» моделей, что на 99,1% больше, чем годом ранее. У других моделей прирост продаж оказался значительно скромнее: Lada Priora — 113 тысяч 645 машин (+18,4%), Lada Kalina — 97 тысяч 406 (+73,5%), Lada Samara — 92 тысячи 653 (+10,9%) и Lada 4x4 — 39 тысяч 646 проданных машин (+68,2%).
«Учитывая, что «АвтоВАЗ» — очень неопределенный эмитент, я бы не брал на себя ответственность называть цифры его возможных финансовых успехов в 2011 году, тем более что все зависит от того, какую роль в продажах сыграет реализация машин по программе утилизации», — отмечает начальник аналитического отдел ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов.
Дополнительным ограничителем спроса станет и грядущее повышение цен на эти модели. Игорь Комаров в ходе интернет- конференции пообещал, что «АвтоВАЗ» постарается удержать розничные цены на Lada в рамках инфляции, но предупредил, что они могут вырасти уже в первом квартале следующего года. А за год вазовские модели могут подорожать примерно на 5%.
«С учетом того, что продукция «АвтоВАЗа» все время дорожает, без программы поддержки в 2011 году их продажи вообще могут обвалиться, проиграв конкурентам даже часть лояльных к заводу покупателей», — не исключает Денис Барабанов.
Всего за девять месяцев действия программы утилизации старых авто дилеры Lada реализовали 194 тысячи 424 автомобилей по сертификатам утилизации, второй месяц подряд доля таких машин превышает половину продаж (в ноябре — 56%).
«Единственный вариант в такой ситуации — и далее продлевать утилизационную программу, и я думаю, что правительство ее пролонгирует минимум до середины 2011 года», — полагает Барабанов.
«Программа утилизации — это как адреналин в сердце: достаточно отменить господдержку, и продажи сократятся на 2/3, чего никак нельзя допустить в свете создания альянса АвтоВАЗа с Renault-Nissan. В целом эксперимент можно назвать удачным с точки зрения восстановления продаж автомобилей. Но, несмотря на столь обширную программу по вливанию государственных средств, состояние российского автопрома, мягко говоря, оставляет, желать лучшего», — разделяет эту точку зрения аналитик «Инвесткафе» Максим Лобада, напомнив, что только на утилизацию правительство уже выделило 34 млрд рублей.
По его прогнозу, чтобы соответствовать ожиданиям по росту к 2016 году, авторынок должен практически удвоиться за 5 лет. Но за это время основные отечественные производители легковых машин могут полностью превратиться в производственные площадки иностранных игроков.
С иностранным акцентом
Движется в этом направлении и «АвтоВАЗ», который обещает предложить покупателям модернизированные и новые модели: так, Игорь Комаров сообщил, что презентация новой модели «АвтоВАЗа» — Lada Granta — будет проведена в апреле 2011 года, а в августе автомобиль будет представлен на Московском автосалоне.
Но аналитики сомневаются, что выпуск новинки удастся наладить до конца 2011 года. Комаров тоже признался: оснащать автомобили Lada Kalina и Priora люксовых серий автоматическими коробками передач на «АвтоВАЗе» начнут не ранее лета 2012 года. Причем использовать в этих целях будут коробки не отечественного, как планировалось ранее, а японского производства. Новая опция увеличит цену таких машин на 40 тысяч рублей.
Впрочем, и начав через пару лет выпуск машин на платформе Renault—Nissan, на заводе не думают расставаться со своими традиционными бестселлерами. Так, Игорь Комаров сообщил, что «АвтоВАЗ» рассматривает предложение GM по дальнейшей модернизации выпускаемого уже 35 лет внедорожника Lada 4x4. Но в любом случае, еще три года он будет выпускаться в неизменном виде, и только в 2014 году на смену ему придет Lada 4x4 New.
«2011 год для «АвтоВАЗа» будет самым сложным после кризиса, несмотря на прогнозируемый рост рынка, поскольку Lada будет испытывать жесткую конкуренцию со стороны иномарок в ожидании новых моделей», — заключил Денис Барабанов.