Искусственный интеллект справится с пробками за 6,3 млрд рублей
Лента новостей
Правительство Москвы обнародовало проект интеллектуальной транспортной системы, которая должна помочь справиться с пробками. Стоимость программы составляет 6,3 млрд рублей
В конце ноября столичный мэр Сергей Собянин потребовал от правительства Москвы разработать интеллектуальную транспортную систему (ИТС), которая помогла бы помочь избавиться от пробок. При этом градоначальник заявил, что за ценой не постоит. Всего через полмесяца после этого проект постановления был готов. Согласно документу, система должна заработать до 2013 года. Цена вопроса — 6,3 млрд рублей.
За три года в городе должно появиться более 1200 камер наблюдения за дорожным движением, 57 информационных табло с данными о заторах, а также система автоматического мониторинга мест на парковках.
Ядром ИТС станет система мониторинга параметров транспортных потоков, которая будет анализировать информацию со всех камер и датчиков движения. Она сможет управлять в автоматическом режиме светофорами, электронными дорожными знаками и выбирать сценарии управления движением, организуя, к примеру, «зеленую волну».
«Умные» светофоры станут одной из главных составляющих системы. Сейчас в Москве насчитывается около 11 тысяч светофоров, но большинство из них работают по заданному алгоритму.
По словам заместителя министра транспорта РФ Олега Белозерова, исследования зарубежных специалистов показывают: если строить дорогу, не оборудуя ее "умными" светофорами и информационными табло, пропускная способность будет ниже на 25-30%.
Кроме того, интеллектуальная система подразумевает установку специальных информационных щитов, на которых будут указаны места пробок и возможные маршруты объездов. На них также будут поступать сведения о приближении правительственных кортежей и перекрытии дорог. Эта возможность выглядит особенно актуально в свете вчерашних событий, когда из-за акций возле Киевского вокзала движение наземного транспорта было практически парализовано по всему городу.
Чиновники предлагают опереться на международную практику, где проблема перегруженности дорог решается за счет повышения эффективности управления дорожным движением, в том числе благодаря внедрению ИТС. По словам исполнительного директора ГК «М2М телематика» Алексея Смятских, ИТС в последние десятилетия получила широкое распространение в Европе, Америке, Японии.
Однако вместо приемников GPS, которыми оснащают транспорт и «умные» светофоры на Западе, отечественная ИТС будет функционировать на базе активно продвигаемой российскими властями навигационно-информационной системы ГЛОНАСС.
По периметру основных магистралей будут установлены комплексы систем телеобзора, на что планируется выделить в 2011-м году 716,2 млн рублей (350 комплексов будут размещены на МКАД). На системы видеофиксации нарушений ПДД и модернизацию единой информационно-технологической системы ГИБДД выделят 783,75 млн рублей.
Любопытно, что больше всего денег будет выделено на создание системы управления движением наземным пассажирским транспортом. Так, согласно документу, не менее 2,2 млрд рублей уйдет на оснащение 7800 автобусов и троллейбусов навигацией ГЛОНАСС и организацию центров по мониторингу наземных перевозок. Это позволит направлять транспорт в объезд пробок и подсчитывать количество пассажиров.
Кроме того, в состав ИТС войдет система мониторинга парковок для контроля за свободными машиноместами. На основных магистралях и улицах перед пересечением с Садовым кольцом, Бульварным кольцом и ТТК появятся так называемые «кольцевые» информационные табло. Также планируется улучшить систему реагирования оперативных и коммунальных служб.
Тестировать систему будут в районе метро «Щукинская». Но уже в 2011 году планируется запустить пилотные проекты адаптивного управления движением в 19 районах Москвы за пределами ТТК и МКАД.
Существующие системы не справляются
На сегодняшний день в Москве уже существует несколько систем управления движением. Самая известная — существующая еще с 80-х годов система «Старт», охватывающая центр города внутри Садового кольца и ряд крупных магистралей — Рязанский и Комсомольский проспекты, Варшавское, Каширское шоссе.
Однако эта система не умеет прогнозировать дорожные ситуации и в условиях столичных пробок практически не работает. Похожие системы установлены на Третьем транспортном кольце (ТТК), на Волоколамском и Дмитровском шоссе и на МКАД.
Сейчас в систему «Старт» входят диспетчерский центр, подсистема координированного управления светофорными объектами, мониторинг параметров транспортных потоков, телеобзор, информирование водителей, а также подсистема связи и передачи данных. В настоящее время система требует модернизации, на что в ближайший год будет выделено около 1 млн рублей.
Специалист Центра исследования транспортной инфраструктуры Михаил Барышев считает, что до ситуации, когда движение на столичных дорогах будет контролироваться посредством решений интеллектуальной системы «мы еще не доросли». «Нам не хватает ни уровня техники, ни менталитета участников дорожного движения, — сказал он BFM.ru. — И дело даже не в том, сколько денег на это потратить, вопрос в том, на что они будут потрачены. Ведь у нас даже еще до конца не отработали обычную систему управления дорожным движением даже на том уровне, которая у нас есть в системе «Старт».
Эксперт рассказал, что на московских дорогах до сих пор не нашли широкого применения алгоритмы управления транспортными потоками в зависимости от складывающейся ситуации. «При этом у нас много магистралей, где установлены детекторы транспорта. Они ставились для того, чтобы можно было собирать достоверную информацию о характеристиках транспортных потоков и на основе этих данных применять те или иные управленческие воздействия», — сказал он.
Научный руководитель НИИ дорожного хозяйства и транспорта Михаил Блинкин считает, что введение новой интеллектуальной транспортной системы кардинально не решит проблемы пробок, а выделяемые миллиарды можно было бы потратить более эффективно на борьбу с пробками. По его словам, светофорное регулирование исторически было придумано для городов, где улично-дорожная сеть сделана в виде сетки с высоким рангом связанности. Но в Москве этот показатель очень низкий, поэтому даже если самая умная система выявит пробку, то перенаправить поток ей будет некуда. Впрочем, эксперт считает, что хуже от внедрения новой системы точно не будет.
Стоит отметить, что ранее Юрий Лужков также собирался модернизировать ИТС в столице. На проектирование и строительство современной системы до 2008 года московские чиновники собирались потратить 20 млрд рублей. Однако единого управления светофорами в городе так и не появилось. Пилотная система была запущена в 2005 году на Дмитровском шоссе. Казалось, это принесло результат, однако затем движение магистрали снова стало прежним.
Напомним, в начале ноября на сайте правительства Москвы был опубликован «Комплексный план мэра по решению проблем Московского транспортного узла». Документ, который сейчас проходит общественное обсуждение, состоит из семи разделов и 133 пунктов. Наибольшее внимание уделено дорожному строительству, системам управления движением, ограничениям и другим первоочередным мерам для ликвидации заторов.
Координационный совет по решению проблем Московского региона во главе с главой Минтранса Игорем Левитиным представит президенту РФ к 1 марта 2011 года план мероприятий по ликвидации пробок в столице и области, который будет включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы».