Между делом — откровения в Mercedes S 500 4MATIC Long. Часть девятая с Эмилем Юсуповым
Лента новостей
К Эмилю Юсупову, заместителю председателя правления «Абсолют Банка», я приехала в разгар рабочего дня. С двух до трех мы провели на бульварном кольце в моей передвижной студии, больше напоминающей диван. Это был Mercedes S 500.
— Сейчас слушала «Маяк», и они обсуждали, как наши победили с ЧМ, и очень смешной текст. В заявке Катара написано — бюджет неограниченный.
— Бюджет неограниченный?
— Вам как банкиру это должно быть по сердцу.
— Катар вообще мне очень нравится, хорошая страна.
— Были там?
— Нет, к сожалению. Я из арабских стран только в Арабских Эмиратах был. Ну, а нашим — что? Нашим бы хотелось пожелать, чтобы в футбол научились играть, наконец-то.
— Думаете, что не научатся наши никогда?
— Я ничего исключать не могу, может быть, когда-нибудь и научатся. Но мне кажется, что мы все-таки не футбольная страна. Хоккей нам роднее.
— А вы играли в детстве в хоккей или в футбол?
— Во дворе с друзьями играл. А профессионально ни футболом, ни хоккеем не занимался. У нас это не было популярно.
— А что было популярно? Казаки-разбойники какие-нибудь?
— Вы знаете, вот не знаю, в вашем детстве была такая игра? Биток называлась.
— Конечно.
— Когда из разобранных аккумуляторов и свинцовых пластин выплавляли биток и играли. Если вспоминать детские игры — это самое яркое воспоминание.
— Папа ругал?
— Нет, почему же? Мы же не на деньги играли.
— Ну, аккумуляторы, то, се…
— Ну, вот, к сожалению, тогда меньше заботились об этом, не было понимания, что это может быть опасно.
— А где вы родились?
— Я родился в городе Уфе, республика Башкортостан.
— Какой город красивый. Мечтаю туда попасть.
— По-моему, если я не ошибаюсь, второй или третий город вещания Бизнес ФМ.
— Да, все верно.
— Это я помню. Часто бываю там, и был очень приятно удивлен, когда приехал однажды в Уфу, включил радио, настроил, и надо же — только вроде в Москве появилось Бизнес ФМ, и вот, пожалуйста, уже в Уфе имеем счастье слушать деловые новости.
— Мы организуем бизнес там, где есть бизнес.
— Здесь активные люди, я думаю. Потому что — при всей любви к республике и к Уфе — есть много городов, которые могли бы сравниться с ней по экономическому потенциалу. Но наличие активных людей – это особенность Уфы, там много людей с активной жизненной позицией, бизнес-позицией. И тоже одно из последних наблюдений: где сейчас существует такая популярная сеть «Йота». Видели?
— Да, я пользуюсь ею дома.
— Вот Уфа была одним из первых городов после Москвы, где Йота начала свое покрытие региона.
— Смотрите, они прям за нами идут, Йота, мы и они.
— Я не знаю, пересекаются ли у вас бизнес-стратегии, но вот такое интересное наблюдение, я бы сказал.
— Скучаете по Уфе? Вы давно уехали?
— Периодически наезжать в Москву по работе я начал где-то более 12 лет назад. Семь лет уже постоянно здесь живу. Но я где-то раз в полтора−два месяца обязательно езжу туда. Во-первых, у нас там очень большой филиал, один из крупнейших на Урале. Во-вторых, есть определенные интересы, связанные со встречей с друзьями, навестить родителей, сходить на охоту, на рыбалку.
— Скучаете по родителям?
— Вы знаете, не успеваю. Т.е. я вижу их достаточно часто, и достаточно часто мы разговариваем по телефону, что в этом обычном ритме у меня не возникает ощущения, что мы как-то не видимся долго.
— А что будете дарить родным на Новый год, придумали?
— Вы знаете, я в этой части человек такой... Это особое искусство — дарить подарки, покупать эти подарки. Я, как правило, делаю это в самый последний момент. К сожалению, наверное, как и большинство мужчин. Вспоминают о годовщине свадьбы только накануне, если не в этот день, и то с чьей-нибудь подсказки.
— А вам что бы хотелось? Верите в эти рождественские недели, в то, что нужно загадывать желания, в то, что они исполняются?
— Может, к счастью, может, к сожалению, но я достаточно далек от всего этого, поэтому больше жду Нового года, как обычного праздника и возможности провести эти длинные выходные вместе с семьей.
— Куда поедете, придумали?
— На этот раз у меня достаточно обширный план, этот Новый год я хочу провести в республике, на родине, и потратить время на хорошую качественную рыбалку и охоту.
— Расскажите, что за план, куда поедете, кого будете ловить, на кого охотиться?
— Ну, в тех местах много можно куда съездить, и много на что поохотиться, но стандартный интерес и трофеи охотника — это лось и кабан.
— Я только один раз видела лося живого в лесу, и то это было очень далеко... А там... Сколько нужно сил потратить, чтобы обнаружить лося, стоять, не курить? Там же целое дело. Это же очень сложно.
— Знаете, я не могу сказать, что я являюсь каким-то продвинутым охотником в полном понимании этого смысла, я, скорее всего, в этом качестве человек ведомый, и присоединяюсь к компании, в которой есть опытные охотники. Меня ставят на номер, говорят: стой здесь, смотри туда, будет бежать — стреляй.
— А с этими людьми как давно вы дружите и как давно вы открыли для себя совместную охоту и рыбалку?
— Наша компания складывалась на протяжении десятков лет, еще когда на заре зарождения банковского дела в России мы работали в одном банке.
— Как он назывался?
— Тогда он назывался «Башпромбанк», в принципе, он и сейчас существует на территории республики. Это бывшее подразделение «Промышленно-строительного банка РФ». Это приблизительно 93—95 гг. Тогда мы познакомились, сдружились, и среди нас было несколько человек, которые любили охоту и рыбалку, и были готовы проводить все свободное время за этими занятиями.
— Как вас на это подсадили, помните?
— Не то, чтобы подсадили, но если вы помните, в начале 90-х не так много было развлечений и молодежи как можно было бы провести время? Практически ничего не было. А мы предпочитали проводить время на природе, заниматься активным отдыхом.
— На сколько дней ездили?
— На 1—2 дня, была стабильная практика ездить на выходные.
— Посоветуйте места.
— На рыбалку можно и в горные районы съездить. Туда, где достаточно чистые горные реки, где можно ловить и хариусов, и форель. Точно так же в различных районах, в 100 км от Уфы, можно хорошо и поохотится, начиная от зайца, глухарей, заканчивая лосем или кабаном.
— А ваши охотничьи трофеи?
— Знаете, охота — это явление коллективное и событие коллективное, поэтому там один трофей делится на всех. Я так скромно о своих успехах или неуспехах промолчу. Однозначно хочу сказать, я не являюсь большим специалистом, но мне очень нравится этим заниматься.
— А нет жалости к животным? Рыба понятно, с ней все проще.
— Если пошел на охоту, неуместно говорить о жалости. Когда покупаешь курицу в магазине тоже можно вспомнить, что она несколько дней назад бегала.
— Ну, да, но с другой стороны вот этот первоисточник — мужчина-охотник.
— Да, наверное, это важно, это основной инстинкт мужчины. Гораздо более странно видеть мужчину, занимающегося вышиванием.
— Это совершенно мне не близко, я бы мимо прошла.
— Мне тоже это не близко.
— Вы совсем не похожи на вышивальщика.
— Думаю, да, не произвожу такого впечатления.
— Вас с ружьем вполне реально представить. А что вам говорит жена — «Ну, куда ты опять, а если, не дай бог, что»?
— Жена обычно говорит так: «Пожалуйста, ничего не приноси».
— Почему? Обидно.
— Да, обидно. Ну, я ее понимаю. Потому как на нее ложатся дополнительные хлопоты. Что-то нужно делать с этой дичью. Не для всех женщин это приятное бремя.
— Я согласна.
— Рыба пахнет, дичь тоже.
— А с другой стороны, я, например, очень скучаю по той еде, которую я ела в детстве. Поэтому когда я, например, езжу к друзьям в Осетию или куда-то еще, я все время ищу форель речную, зелень, которая росла в земле, а не в парнике. Поэтому, может быть, стоит и отношение к этому поменять. Я поговорю с вашей женой.
— Вы знаете, мы стараемся, особенно дома, есть здоровую еду, очень часто мы даже продукты оттуда привозим. Они там экологически чистые. Это не только дичи касается. В основном это касается мяса и рыбы.
— То есть мясо и рыбу везете?
— Рыбу речную, всевозможную. Я как-то поймал себя на мысли, что дома есть морскую рыбу не очень хочется. Мы предпочитаем свежевыловленную рыбу. Она, конечно, замороженная, все-таки полтора часа на самолете, но это не смертельно для любого продукта.
— Я думаю, что зимой дома стоит есть речную рыбу. А то мы все чаще едим какие-то заморские продукты
— То, что нам изначально было несвойственно.
— Да, и от этого болеем, плохо себя чувствуем. Вы поддерживаете такую теорию?
— Я не могу сказать, что я поддерживаю или придерживаюсь этой теории, но считаю, что такой тезис или пословица — где родился, там и сгодился — она имеет место быть, в том числе в отношении продуктов питания и образа жизни. Существует множество теорий, связанных с питанием, включая сыроядение или питание какими-то экзотическими продуктами, ну, вспомните наше детство, ничего подобного не было.
— Да нет, конечно, тогда мы наслаждались...
— Да, мы наслаждались натуральной едой, теми натуральными продуктами, которые были зачастую и самими выращены, своими руками, родителями, бабушками, дедушками. В моей семье нет никого практически, и не было, кто прожил меньше 80 лет.
Говорят, к примеру, откажитесь от мяса. Наверное, можно было бы от него и отказаться, но все-таки наш образ жизни, наш климат, он предполагает употребление некоторого количества мяса. Конечно, во всем нужно знать меру, но в то же время полностью исключать мясо из своего рациона, нецелесообразно.
— Ну, конечно, у нас же даже другая весовая категория, мы отличаемся от Европы на 10 кг. Нам нужно подкожное сало, потому что когда минус 25, не должно быть холодно.
— Согласен. Но вот с подкожным салом хотелось бы все-таки разобраться.
— Это наши комплексы. Нужно обязательно быть очень стройным, лучше худым, и чем ты худее, тем ты лучше выглядишь. И неважно насколько женщина худая, она все равно хочет похудеть. Идиотизм.
— Знаете, мне кажется, что надо быть здоровым не только физически, но и психически. В первую очередь, конечно, нужно со своим психическим здоровьем разобраться, дабы потом физически себя не истязать. Или не запускать. Со здоровой долей прагматизма, со здравым смыслом.
— Конечно, иначе дурдом получается. Я, например, встречаюсь с какими-то своими друзьями, я имею в виду мужчин, они все затеяли худеть. Я говорю: «У тебя нет живота, чего ты придумываешь». — «Нет, мне нужны кубики». — «Зачем они тебе нужны, ты прекрасно выглядишь». — «Нет, мне нужны». — «Зачем?» — «Надо, пацаны не поймут». — «Почему не поймут пацаны, кому есть дело до твоих кубиков?»
— Я думаю, что пацанам точно дела нет. Мое мнение такое, что если приводишь в порядок свое питание, если приводишь в порядок свой жизненный ритм и уделяешь достаточное внимание спорту, то со временем у тебя весь организм приходит в норму. Не уверен, что можно с большого живота схуднуть до кубиков. Но, по крайней мере, чувствовать себя физически активным и полным жизни — возможно.
— Ваши основные удовольствия в жизни — если есть время?
— Если говорить о неких пассивных удовольствиях, люблю почитать.
— Что читали последнее? Что вас вдохновило?
— Из последнего я сейчас читаю Успенского «Тайный советник Кремля»" про советника Сталина, о пути восхождения к вершине Сталина. Книга написана достаточно живо и динамично, со слов очевидца всех этих событий. Еще из последнего перечитывал Толстого «Воскресение».
— А почему вас потянуло на классику сейчас? Когда в школе учились, мимо пробежали?
— Не могу сказать, что мимо. Сейчас по-другому прочитанное осознаешь. В школьные годы классику читали, потому что было надо. А сейчас уже читаешь и смотришь на это произведение, на характеры героев через призму прожитых лет. Это уже не опыт человека в 16 лет. Есть над чем подумать. Находишь ответы на все жизненные ситуации.
— Это правда. Я так перечитала Онегина.
— Вообще гениальное произведение. Тоже периодически возвращаюсь не только к нему, но и ко многим другим.
— Вы вслух читаете дома?
— Нет. Читаю про себя. Вы имеете в виду детям? Нет, детям я не читаю. У нас мама читает младшему или старший ребенок читает младшему. Мы если только стихи учим.
— Мучительно это для них?
— Нет. Достаточно спокойный процесс
— Вы с удовольствием учили в детстве стихи?
— С удовольствием учил в детстве и сейчас могу запомнить яркие моменты из произведений, которые хочется сохранить в памяти.
— Вы собираете библиотеку дома?
— Когда меня спрашивают мои родители и знакомые «А что тебе подарить на день рождения?» — я много лет подряд отвечаю «Дарите мне хорошие книги».
— Это редкое явление. Первый раз за долгое время слышу. Все успеваете прочитать?
— К сожалению, нет. Иногда всерьез думаешь, сколько еще не прочитано. В связи с этим хочется более рационально планировать свою жизнь. Я понимаю, что много времени тратится не так эффективно, как хотелось бы. Если ты читаешь книгу по-настоящему, она требует времени. Не по диагонали ее проглатываешь. Великие русские писатели требуют, чтобы вдумчиво подходить к тем образам, которые они хотели передать.
— Я заметила, что в новых квартирах нет книг. Прихожу к знакомым, прекрасные дома, а книг нет. С чем это связано?
— Если вы помните, в советское время книги были не только само собой разумеющимся, но и неким атрибутом, символом престижа. Купить хорошую подборку или полное собрание писателя было очень сложно. Мы обменивали макулатуру на талоны, чтобы потом взамен талонов приобрести редкие тома. Книги и чешский сервиз стояли на почетном месте в стенке. Их показывали гостям и знакомым. Это был некий элемент гордости. Сейчас ценности поменялись и, наверное, книги собирают и хранят только те, кто ими интересуется. Немаловажную роль играет Интернет. Особенно молодое поколение активно использует электронные книги. А мне не нравится читать книги в электронном виде. Хотя есть устройства, которые позволяют делать и заметки, и закладки.
Это как слушать музыку на МР3-проигрывателе или слушать настоящий виниловый диск — колоссальная разница в ощущениях.
— А в Айподе сейчас во время чтения даже можно страничку перелистывать.
— Все равно тактильное ощущение другое. Ты понимаешь, что это электронное устройство. Я ими пользуюсь, когда куда-то летаю, чтобы не брать с собой большие книги. Но если я еду на длительный отдых, стараюсь с собой брать печатные экземпляры. Потому что живая книга — это живая книга.
— Московский ритм вам близок?
— Возможно, я умею подстраиваться. Я не испытываю ни малейшего дискомфорта. Я много лет в нем живу. Единственное — меня раздражает наличие пробок. Но куда от них деться.
— Видите, как мы придумали, коротать время в пробках...
— В таких городах важно попадать в противофазу. Дабы не плыть против течения и не пытаться бороться. Если бы мы пытались с вами встретиться в другой части города, вы в пробке, я в пробке. Уже настроение не то, потратили бы кучу времени. Наверное, у нас бы и беседа была не столь свободной. А так — мы встроились в ритм, никуда не торопимся. Важно в большом городе чувствовать ритм, настрой города.
— А как вы отдыхаете в выходные?
— Иногда после тяжелой недели просто хочется посидеть и просто почитать. Или просто банально ничего не делать. Погулять с детьми, сходить вечером поужинать или пригласить друзей к себе. В зависимости какое настроение у меня, у членов семьи.
— Кто у вас главный в семье? Дети из вас веревки вьют?
— Я бы не сказал. Если смотреть с точки зрения бытового устройства, здесь конечно главенствует жена. Она большую часть своего времени находится дома с детьми. Она задает определенный тон. У меня, конечно, тоже есть право голоса (Смеется).
— Когда муж работает, а жена посвящает себя дому, как правило, в семье возникает непонимание. Как вы научились друг с другом договариваться и не обижаться друг на друга?
— Секрета нет. И ни о чем мы особо не договариваемся. Мы никогда не жили в одиночку. Мы сразу, покинув родительский дом, стали жить вместе. В этом году будет 15 лет совместной жизни. Не было у нас договоренностей, никогда мы не распределяли свои обязанности. Потому что во многом копировали ту модель поведения, которая была в наших семьях. Наши отцы в основном работали, матери работали по мере необходимости. В советское время было принято всем работать. Но отцы имели главенствующую роль. И наши матери старались обеспечивать уют, много времени посвящали семье. Копируя ту модель поведения, которая была принята в наших семьях, мы начали так жить по умолчанию. Так как живем и сейчас.
— Молодцы. 15 лет — это хороший срок. Это только начало как правило.
— Нет ощущения, что 15 лет прошло. Как будто это было всегда. Тяжести прожитых лет не чувствуется.