16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
1 декабря 2010, 18:06

Между делом — откровения в Mercedes S 500 4MATIC Long. Часть третья с Максимом Гасиевым

Лента новостей

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Третий день я работаю над проектом «Между делом» в новых для меня и моих собеседников условиях. Я за рулем Мерседеса S 500. По правую руку от меня Максим Гасиев, генеральный директор Colliers International. Мы экономим время. Разговариваем в коротких перерывах рабочего графика.

— Мне нужно в милицию. Сыну исполнилось 14 лет, нам нужно паспорт получить.

— Поехали в милицию, я вас отвезу.

— А обратно кто меня привезет?

— Я.

—Хорошо, давайте.

— Отлично.

— Вы уверены?

— Абсолютно.

— Чем дороже машина, тем больше искушение хамить на дорогах.

— Это правда.

— И с этим надо бороться.

— Вы думаете?

— Ну, надо бороться, конечно. Вот видите, человек просто не знает, что здесь надо уступить дорогу.

— И этот тоже не знает? Никто ничего не знает. А вас поддерживает? Вы чувствуете вот здесь в районе спины, у вас ручки появляются в кресле?

— Нет ручек...

— Сейчас я могу повернуть, и тогда вы почувствуете.

— При повороте меня должно подхватывать в области спины?

— Кресло на поворотах пассажира и водителя поддержит. Ну, как ваши ощущения к концу года, настроение, силы?

— Хорошее, только вот знаете, жалко, вот когда приезжаешь из какой-нибудь заграницы теплой, особенно когда приезжаешь в лето — хорошо, когда приезжаешь в зиму студеную — тоже хорошо, а когда в осень приезжаешь — такая депрессуха сразу. Я приехал недавно из командировки, был в Каннах. Прекрасное место, хоть и дождик, но там и с дождиком хорошо. Прилетел сюда — здесь дождь, темно. Снег выпал. Водитель через Химки повез, я посмотрел на высокие сосны, как на них снег лежит и начал успокаиваться. Еду и думаю: у нас тоже красиво. Там такого нет.

— Там да, там пальмы. А вы когда возвращаетесь откуда-то из Европы или из других мест, как быстро вы теряете энергетический запас? Москва для вас все-таки место, где вы отдаете силы или вы умеете силы сохранять, баланс держать?

— Я стараюсь чтобы не получалось так: сначала полгода в кровавом вихре работаешь, а потом две недели отдыхаешь, как человек. Надо жить как человек все время. …Да, я чувствую сейчас, прямо поддерживает меня, как будто невидимая рука какая-то.

— Оп, чувствуете?

— Да. Какая у нас мощь?

— 400 лошадей. Девушка серьезная.

— Я не заряжаюсь, когда куда-то езжу. Для меня важно переключаться. Переключаться — это полезно. Я не говорю себе: вот я устал, но скоро отпуск, и вот там я отдохну. Это все равно, что нельзя зарабатывать деньги, чтобы потом хорошо пожить. Живешь ты сейчас, завтра умереть можешь. Зачем же зарабатывать их на будущее?

— А как вы до этого дошли? На мой взгляд, очень сложно жить сегодняшним днем.

— Да не знаю, никак не доходил. Вы знаете, много мудростей каких-то жизненных, которые, когда читаешь в книжке, ты их проскакиваешь глазами. А когда на своей шкуре попробуешь, думаешь — это действительно так. Мыс друзьями частенько на подобные темы беседуем.

— Например?

— Последний раз мы, например, спорили о том, насколько прагматично нужно относиться к жизни. Т.е. многие вещи мы делаем... Это как раз в Каннах мы об этом говорили, многие вещи мы делаем без выгоды для себя, думая, что мы при этом делаем какой-то «фейвор» во имя чего-то, во имя кого-то, во имя каких-то отношений, а те, во имя кого мы это делаем, им это совершенно не нужно. Например, работаешь ты в одной компании, а тебе предлагают другую работу, более высокооплачиваемую, у конкурента. Ты думаешь, ну, а как же я пойду, а люди, а моральные обязательства, а как я брошу своего директора? И не идешь. Хотя в принципе, надо бы. А потом через год директор сам уходит из компании, не совершая ничего аморального. И ты понимаешь, что сам себе придумал какие-то ограничения. Мол, ты кому-то должен, кого-то подведешь...

— По-моему во всем виновато хорошее воспитание. Когда ты хорошо воспитан, тебе на окружающих не наплевать. Ты все время думаешь о коллегах, о родителях, о друзьях.

— Что-то дает воспитание, что-то приобретается. Хотя, жизненный опыт, должен толкать к обратному. Толкать к более циничному отношению. Но опять же, нет правильного и неправильного. Мораль — это выдумка людей. Нет в природе никакой морали.

— Думаете?

— Нет, конечно.

— Вам комфортно живется в центре?

— Очень. Я городской житель. Я вырос в Баку, и в Баку мы жили в центре. Когда я в Москве ближе к центру стал жить, география мира поменялась. Говорят с возрастом все должно проходить, должно потянуть к спокойствию, к тишине. Для меня... Экономить два часа времени в день на пробках — это супер. Был период, когда я жил в Подольске, снимал квартиру с женой... Тогда, чтобы доехать до работы, мне нужно было дотопать до автобусной остановки, потом на автобусе доехать до вокзала, потом доехать до Москвы. В общем, два часа я ехал и в автобусе представлял себе, как было бы круто, если бы возможно было бы перемещаться без транспорта. Для меня экономия на дороге — большое очень дело.

— А вы верите в то, что если очень хотеть, то это сбывается?

— Нет.

— Но вы же хотели жить иначе, вы об этом мечтали в автобусе по дороге на работу.

— Да. Я с удивлением оборачиваюсь на свою жизнь, и думаю, вот прикольно бывает. Ты чего-то хочешь, и оно сбывается. Я это как подарок судьбы воспринимаю. Важным элементом в жизни является везение.

— А разве это не элемент нашего желания?

— Может быть. Но, наверное, должно быть сочетание усилий, природных способностей и удачи. В какой-то момент времени я понял, что мне и всем людям жить мешает суеверие. Оно начинается с того, что ты плюешь через левое плечо, а заканчивается тем, что ты боишься подумать слишком хорошо о какой-то предстоящей ситуации, чтобы ее не сглазить. И от этого перестаешь конструктивно думать и что-то делать. Я борюсь с суевериями.

— Мне нравится ваш образ мыслей. Жить сейчас, плевать на суеверие. Круто.

— Да, правда, я, надо сказать, не всегда, конечно, сам действую, как я думаю, но стараюсь. Знать как и делать — разные вещи. Воспитание тоже очень важно. В детстве думаешь, что ко всем людям надо относиться с любовью. Сейчас у меня другая концепция, людям нужно изначально внушить положительное и давать им шанс. Они, скорее, хорошие, чем плохие, но не стоит удивляться, если окажется, что они ведут себя плохо, потому что слабые. Слаб человек. Когда кто-то приходит и говорит, что вот, нас кинули или этот человек решил уйти, или кто-то не выполняет свои обязательства, я никогда сильных эмоциональных потрясений не испытываю.

— Мне надо у вас учиться. Я очень эмоциональный товарищ. Я всех по себе сужу. Думаю, ну как так можно поступить?

— Вы знаете, мне понравился пример, который рассказал мне на эту тему бизнес-тренер: вот человек плохой, ваш враг или соперник, вы его не любите, вы думаете, что он негодяй, сволочь, но вы задумайтесь о том, что он, скорее всего, может быть хороший семьянин, прекрасный друг для своих друзей-рыбаков. Просто с вами он находится в таких обстоятельствах, что вынужден вести себя аморально, плохо по отношению к вам конкретно. Представишь подобную ситуацию и начинаешь относиться полегче к людям. Без злости, без эмоций.

— Это гораздо конструктивнее, особенно если касается дела.

— Есть люди, которые меня сильно раздражают и с которыми приходится работать. Но я думаю, что после работы она или он приходит к своему ребенку и с ним он прекрасный отец или она прекрасная мать.

— Какие качества в людях вызывают негодование?

— Глупость, тупость, лень и непорядочность.

— Может, все это — обстоятельства?

— Да. Обстоятельства все время толкают тебя к моральной гибкости. Ведь любой человек, который творит какой-то аморальный поступок, любой человек, преступник, который совершает убийство, если он действует не в состоянии аффекта, он, как правило, не считает себя плохим человеком. Он убежден, что находится во власти обстоятельств, которые заставили его воровать. Человек все время себе объясняет, что это не он плохой, а это обстоятельства. Опасно. Нужно осознавать, если ты начал себе объяснять, что ты совершаешь не плохой поступок, а так просто обстоятельства тебя подтолкнули... Все совершают плохие поступки, и я тоже. Нужно иметь совесть сказать себе, что это хреново, что ты поступил плохо. Если ты в состоянии сам себе честно сказать, что поступил хреново, это уже огромный шаг.

Приехали в милицию. Через пять минут Гасиев вернулся в машину.

— Там дикие очереди. Они никуда никогда не торопятся. Зарплата маленькая.

— Если им увеличить зарплату, что-то изменится?

— В первом поколении — нет.

— А потом?

— Да нет. Зарплата — важная составляющая, но как быть с культурой? Культуру нужно прививать разными способами. Я бы не справился с этой задачей. Очень трудная задача изменить культуру в такой организации, как милиция.

— В Грузии чего-то сделали, или это все показуха?

— Не знаю. Можно ее прививать силой. Сделали штраф дикий за двойную сплошную и права отбирают, и люди перестали каждые пять секунд разворачиваться А пройдет лет пять и это войдет в привычку. Или с ремнем. Пищит машина — и ты начинаешь пристегиваться, хотя лет семь назад заставить меня пристегиваться было невозможно. Если только на скорости 140. А сейчас не пристегнулся — чувствуешь себя нехорошо. Это насильственное прививание. Тебе вырабатывают условный рефлекс, не пристегнулся — у тебя раздражающий фактор включается. Можно мотивировать — брать взятки нехорошо, расстреляют пару человек, глядишь, расстреляют.

— А я мечтаю, чтобы люди у нас не плевались на улице.

— Работать можно только над собой, самому не плеваться.

— В Сингапуре две тысячи долларов штраф ввели, теперь никто не плюется.

— Это хороший способ. Другой способ — помыть улицы. Когда идешь по чистой улице, как-то и не плюется.

— В той же Канаде такой же климат, но мы что-то делаем не так. Вы машину считаете живым существом?

— Никогда. У меня этот как-то не работает. Не знаю почему.

— А какой-нибудь там компьютер?

— Ничего. Это тоже ведь еще один элемент нашего суеверия. Что такое магия? Это когда человек думает, что он может посредством своих мыслей или действий, не имеющих отношения к тому, чего он хочет, добиться изменений в материальном мире. Но это же бред собачий. Есть такое, наверное. Но опасно соглашаться хоть с чем-то из этого, потому что ты становишься на зыбкую почву и начинаешь видеть знаки во всем. Когда мне говорят, вот он такого знака Зодиака, для меня это пустой звук.

— Вы знаете свой знак Зодиака?

— Да. Я Стрелец.

— Прекрасный знак.

— Видимо, да. Но не потому, что знак. В этот день родилось большое количество людей. Если этих людей свести в одну комнату, мы увидим, что это абсолютно разные люди с разными судьбами.

— Интересно, кто-нибудь такой эксперимент проводил?

— Не знаю.

— У людей есть психологическая потребность в этом. Как себя ставки поведут через два года? Никто не знает, как они себя поведут. Но людям очень нужно предсказание, хочется на кого-то другого переложить ответственность.

— Человек должен осознавать, за что он платит. Есть баланс — утилитарные ценности какого-то товара и его стоимости. Есть часы дорогие, машины. Утилитарная стоимость не настолько растет, как растет цена. Цена растет быстрее, чем польза от продукта. У людей есть потребность свое материальное положение демонстрировать. Люди тратят много сил, чтобы получить богатство. Богатство — это социальная игра. Им очень важно, чтобы все остальные социальные прослойки понимали, что они в эту игру выигрывают. А значит, должны быть предметы, которые только они могут носить. Должна быть VIP-зона в клубе, и пускай оттуда хуже видно происходящее на сцене. Но она VIP.
Мне один человек рассказывал: «Мы в клубе поставили розовый диван. И сказали, что это диван VIP». И они столько денег собрали за то, что люди хотели на нем сидеть. Во всем виновата страсть людей выделяться. И тебя все время затягивает в эту игру.

— Ненавижу понты в Москве, ненавижу тусовки. Я работаю на «Бизнес ФМ», я должна ходить. Мне надо улыбаться, «Здравствуйте», «До свидания»... Куда больше я кайфую от квартирников, где собираются друзья.

— У меня скоро День рождения, и я подумал, что хочу его провести в маленькой компании. Позвать не больше 5−7 человек. Потому что невозможно поддерживать беседу в большом формате... Разговора не будет.

— Душевного единения не будет.

— Я не люблю большие тусовки. Выставка была во Франции. Пойти в ресторан, где компания из 50-ти человек со всего мира, для меня это большая нагрузка. Вот он — минус корпоративной жизни.

— Я корпоративную жизнь не люблю.

— Приходится. На радио, не на вашем, были рассуждения... Современные нувориши деньги во главу угла ставят, а раньше во главе угла была идея, что-то другое двигало человеком. Полная фигня, на мой взгляд. Бизнес он для того, чтобы зарабатывать деньги. А когда у него получается зарабатывать деньги, ему нужно мотивировать большое количество людей. Он начинает придумывать. Важно синхронизировать людей, но это следствие, а не причина. Если это бизнес, он должен быть ради бабок. Журналист, умный человек, он искренне верил, что это постыдно. Пока у нас был Советский союз, нельзя было никакого бизнеса иметь. До сих пор большинство людей думают, что зарабатывание денег — это жадность, это плохо. Любое светлое чувство можно перевести в негатив.
У нас была как-то глобальная корпоративная тусовка, мы придумали слово интерпрайзинг. Перевести его на русский язык невозможно. Нет адекватного перевода. Мы пытались с девочками переводить. В английском языке это положительное слово.
У нас все слова, связанные с бизнесом, имеют негативный оттенок. Предпринимательство, мы предприимчивые... попахивает. Любое слово — оно и заимствованное, и… попахивает. Жаль. Потому что ничего плохого в зарабатывании денег нет. Человечество выбрало такой путь тысячи лет назад. И идет этим путем уверенно. Можно сожалеть, что оно идет таким путем, а не духовным, например. Но надо находить в себе силы не видеть в этом конфликта.

— Бизнес — это купцы. Купцы всегда были купцами.

— Его можно порядочно вести.

— Они всегда старались порядочно его вести. Руководствовались словом купеческим.

— Основное желание было заработать денег, а не жить интеллигентно, и, может быть, там где-то деньги появятся.

— Так не бывает. Деньги для денег.

Я привезла Гасиева в офис. Пожали руки.

Спустя 10 минут я оказалась на Садовом кольце в плотном потоке машин. Из окон Бэнтли и Ягуаров на меня оценивающе поглядывали белокурые девицы.
Я смотрела на них, улыбалась. «Не хочу я в вашу игру. Не уговаривайте».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию