«Вокруг него всегда было много политических страстей»
Лента новостей
Бывший премьер-министр России Виктор Черномырдин будет похоронен 5 ноября на Новодевичьем кладбище Москвы. Похороны в прямом эфире покажет государственное телевидение
Бывший премьер-министр России Виктор Черномырдин будет похоронен 5 ноября на Новодевичьем кладбище Москвы. Похороны в прямом эфире покажет государственное телевидение. Виктор Черномырдин, давно отошедший от публичной политики, в среду стал самым популярным новостным запросом Google.
Специальный представитель президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами – участниками СНГ, бывший глава правительства РФ, экс-посол РФ на Украине Виктор Черномырдин скончался в ночь на среду, 3 ноября, на 73-м году жизни.
С присущей ему афористичностью Черномырдин говорил о себе: «Моя жизнь прошла в атмосфере нефти и газа». Безусловно, он имел в виду свою карьеру в нефтегазовой промышленности — в 1982 году Черномырдин занял пост заместителя министра газовой промышленности СССР, с 1983 года одновременно с этим возглавляя Всесоюзное промышленное объединение «Тюменгазпром». Два года спустя он занял министерское кресло, а 1989 году в результате преобразования Министерства газовой промышленности СССР возник первый в стране государственный газовый концерн «Газпром». 15 августа 1989 года на учредительном заседании концерна Черномырдин был избран председателем правления «Газпрома».
И в его политической жизни было немало взрывоопасного. В начале 1980-х годов он познакомился с будущим президентом России Борисом Ельциным, в то время первым секретарем Свердловского обкома КПСС. А в 1992 году был приглашен в правительство Ельцина на пост вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу. С 1993 по 1998 был главой кабинета министров.
Довелось Виктору Черномырдину исполнять обязанности президента России, правда, недолго — 5-6 ноября 1996 года, когда Борису Ельцину делали операцию на сердце.
В апреле 1999 года после начала натовских бомбардировок Югославии Виктор Черномырдин был назначен специальным представителем президента России по урегулированию конфликта на Балканах. В августе 1999 года был избран председателем совета директоров «Газпрома». Последнее время был советником президента России по вопросам экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ.
В мае 2001 года президент России Владимир Путин назначил Виктора Черномырдина послом РФ на Украине, специальным представителем президента по развитию российско-украинских торгово-экономических связей. В этой должности он проработал более восьми лет (до июня 2009 года), что противоречило негласному правилу регулярной ротации глав дипломатических представительств за рубежом.
Черномырдин, без сомнения, был тяжеловесом, и в политике, и в экономике. Его слушали, цитировали, боялись, любили или ненавидели. Своими воспоминаниями о Викторе Черномырдине с Business FM и BFM.ru поделились его коллеги и знакомые.
Евгений Ясин, экс-министр экономики РФ, считает, что Черномырдин волей судьбы оказался в нужное время на нужном месте. Он рассказал BFM.ru, что одним из отличительных качеств бывшего премьера России было умение последовательно проводить ту линию, которую тот считал правильной. Ясин особо отметил действия Черномырдина во время теракта в Буденновске в 1995 году, когда он вел переговоры с Шамилем Басаевым по телефону. Говоря о его отношениях с Борисом Ельциным, экс-министр сказал, что они были «довольно трудные, однако Ельцин был в нем уверен».
Борис Немцов, первый вице-премьер в правительстве Черномырдина, в последний раз видел своего бывшего шефа на похоронах Егора Гайдара. «Он уже тогда сильно похудел, болел. Мы с ним не сумели даже поговорить толком». Черномырдин, по оценке Немцова, вытащил страну в тяжелейшие 1990-е годы — «благодаря его профессионализму, мудрости и опыту, страна после банкротства СССР, с дешевой нефтью, с огромным количеством проблем, в том числе социальных, не развалилась».
Черномырдин был «настоящим русским мужиком, человеком с советским опытом, но не совком», крепким народной мудростью и смекалкой и обладавшим удивительным чувством юмора. «При этом он был человеком очень опытным, мудрым и, что самое удивительное, добрым. Он был хороший», — вспоминает Немцов. Особенно ему запомнилось поведение Черномырдина в Буденновске. «Нынешние власти стреляют по школам из гранатомета, гибнут дети. Черномырдин тогда спас всех заложников буденновской больницы, при этом рисковал и своим рейтингом, и может быть своим положением. Но тем не менее для него не было никогда вопроса, что в этой ситуации делать: людей спасать или стрелять»
Сергей Дубинин, бывший министр финансов РФ, экс-председатель правления Банка России: «Черномырдин стал одним из руководителей правительства России в критический период, когда совершалась революция 1991-1993 годов. Некоторые вещи он чувствовал инстинктивно и понимал их лучше, чем экономисты-реформаторы. Он знал, что нужно запустить рыночную экономику и сделал все для этого, его вклад был решающим. Это понимали и союзники, и противники. Вокруг него всегда было много политических страстей».
Основной вклад Черномырдина в развитие экономики России заключается в том, что он поднял на ноги корпорацию «Газпром» и удачно реформировал ТЭК России, считает заместитель председателя Госдумы, президент Российского газового общества Валерий Язев. «Черномырдин прочувствовал веяния времени, как следствие, союзное газовое министерство было реформировано в концерн, а потом был создан «Газпром» в нынешнем виде. То, что мы имеем сегодня крупнейшую в мире газовую отрасль по запасам и по объемам добычи, — его заслуга. Если бы мы не сохранили «Газпром», сегодня ситуация была бы другая. Цены на газ были бы не 80 долларов, а 280 долларов за баррель внутри страны, что серьезным образом затормозило бы ее развитие», — сказал Язев Business FM.
«Виктора Степановича отличал живой, крестьянский, острый ум, а также умение разбираться в людях, которое было дано природой и было развито за время всей его карьеры, — рассказал BFM.ru бывший министр финансов, а ныне — президент банка ВТБ24 Михаил Задорнов. — Несмотря на то, что он чему-то учился в достаточно серьезном возрасте, он был очень обучаем. Для него главным была практика. Он очень быстро впитывал то, что ему говорили или то, в чем он мог убедиться на деле».
Анатолий Чубайс, генеральный директор государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий»: «Умер человек, который не просто пропустил через себя современную историю нашей страны, а который в значительной степени ее создал. Это многим, возможно, покажется чем-то странным, но для тех, кто изнутри видел ситуацию, совершенно ясно, что если бы не Виктор Степанович, у нас не было бы той истории, которая у нас сейчас есть».
Депутат Госдумы I-IV созывов Владимир Рыжков отмечает, что первый экономический рост в России в 90-е годы был получен в 1997 году, как раз, когда Черномырдин был премьер-министром. «Он очень умело управлял хозяйственным комплексом, который был практически развален после распада СССР. И самое главное, все боялись, что после Егора Гайдара он начнет сворачивать экономические, демократические реформы. Все произошло наоборот, Черномырдин набрал свой кабинет реформаторов и продолжил демократические рыночные реформы в нашей стране», — рассказал Рыжков.
Член Федерального политсовета движения «Солидарность» Иван Стариков рассказал BFM.ru о своей первой встрече с Виктором Черномырдиным, назвав ее очень запоминающейся. Тогда ему, бывшему агроному из Новосибирской области, сходу был предложен пост замминистра экономики. «Будучи депутатом Госдумы, я как зампред аграрного комитета был приглашен на совещание под председательством Черномырдина — совещание аграрников, где я и выступил. А на следующий день меня пригласили на встречу с ним. Помню, я весь дрожал, сидя в приемной. Черномырдин встретил меня, распахнув объятья, и сказал, что ему очень понравилось мое выступление. «Чего ты в Думе сидишь, там больше говорят. Не хочешь в правительстве поработать? Ты же директор совхоза. Пойдешь замминистром экономики», — сказал он. Я из себя выдавил: «Виктор Степанович, я же агроном по образованию». А он в свойственной ему манере, улыбаясь, сказал: «Ваня, у меня этих экономистов до фига, у меня нормальных людей не хватает. Так что, идешь или нет?». Я сказал: «Иду». Он сказал, что я его удивил тем, что сразу принял решение», — рассказал Стариков.
«Сказал — и сразу все понимают»
Виктора Черномырдина вспоминают и как автора многочисленных крылатых фраз. «Сегодня ночью из жизни ушел человек, которого мы все очень хорошо
знали, уважали и любили — Виктор Степанович Черномырдин. За внешней простотой, за шутками, за игрой в свои собственные афоризмы, за игрой, в которую он включился с присущими ему юмором и легкостью, на самом деле скрывался очень тонкий, умный и порядочный человек», — сказал премьер Владимир Путин.
Сам Черномырдин знал о своих ораторских особенностях и оправдывался: «Ну, Черномырдин говорил не всегда так складно. Ну и что? Зато доходчиво. Сказал — и сразу все понимают. Ну, это мой, может быть, стиль. Может, я не хочу сказать, что самый правильный, но очень понятный и доходчивый». Или вот еще: «На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться».
Самой известной и цитируемой фразой Виктора Степановича стало знаменитое «хотели как лучше, а получилось как всегда», прочно вошедшее в политический лексикон и ставшее классикой.
Многие помнят его высказывания на различные политические и экономические темы.
О политике: «Этот призрак... бродит где-то там, в Европе, а у нас почему-то останавливается. Хватит нам бродячих», «Какую партию ни создаем — все КПСС получается».
Или о естественных монополиях: «Естественные монополии — хребет российской экономики, и этот хребет мы будем беречь как зеницу ока».
Об экономике: «Были у нас и бюджеты реальные, но мы все равно их с треском проваливали», «Надо контролировать, кому давать, а кому не давать. Почему мы вдруг решили, что каждый может иметь?», «Мы выполнили все пункты от А до Б», «Много денег у народа в чулках или носках. Я не знаю, где — зависит от количества».
О власти: «Правительство — это не тот орган, где, как говорят, можно только языком», «Надо делать то, что нужно нашим людям, а не то, чем мы здесь занимаемся», «Нам никто не мешает перевыполнять наши законы», «Если чешется, чешите в другом месте. Правительство это не то место, где только языком».
Когда нечего сказать: «Однако, потому что, что ж».
Отвечая на вопрос журналиста, почему в правительстве Черномырдина было так мало женщин: «Не до них было».
Стоит отметить, что и политики, которые работали вместе с Черномырдиным, также неоднократно отмечали «красноречие» бывшего премьера. Так, БорисНемцов вспомнил, как принимали «Закон о рекламе»: «Как-то на одном заседании правительства под председательством Виктора Степановича обсуждался закон о рекламе, выступала Наталья Дмитриевна Фонарева, которая возглавляла антимонопольную службу и большую часть своего выступления уделила рекламе женских гигиенических средств и, в частности, прокладкам. Все сидели какие-то грустные, невеселые, но после того, как она 20 раз сказала, что надо запретить рекламу прокладок, Черномырдин поднял голову и ни с того ни с сего говорит: «Не трогайте прокладки». Народ, естественно, тут же проснулся и стал слушать Виктора Степановича, который продолжал: «Вот раньше идет буровик на буровую, надевает резиновые сапоги, работает весь день, возвращается, снимает сапоги, невероятная вонь, ноги мокрые, кошмар. То ли дело сейчас: берет он две упаковки прокладок и просто их меняет. Так что как рекламировали прокладки так и будем рекламировать».
Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация», рассказывает, как будучи министром экономики России, узнал от Черномырдина, зачем нужно пить красное вино.
«Была поездка правительственная в Одессу, и там был назначен деловой завтрак довольно рано утром. Сев за стол, Виктор Степанович спросил — где водка? Организаторы ответили, мол, Виктор Степанович, какая же водка, это же деловой завтрак, тем более в относительно раннее время, вот, пожалуйста, красное вино. Он пожал плечами, взял бокал с красным вином и произнес тост примерно такого содержания: «Красное вино очень полезно, оно укрепляет наше здоровье, а здоровье нам нужно для того, чтобы пить водку. После этого все участники грохнулись под стол, организаторы принесли водку, а переговоры закончились успешно», — вспоминает Нечаев.
Президент фонда «Индем» Георгий Сатаров помнит многие из крылатых выражений бывшего премьера, вроде «Лучше водки — хуже нет», «Я далек от мысли», «У меня приблизительно два сына». Но больше всего Сатарову нравится следующее изречение Черномырдина: «Отродясь такого не было — и вот опять».
Нечаев также вспоминает, как накануне дня рождения Черномырдин сказал, что в свои 70 чувствует себя на 35 и юбилей постарается «отметить нормально, без драки».