UPDATE 13:30 мск

Вина экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева, обвиняемых по второму уголовному делу в хищении 350 млн тонн нефти, а также акций нашла свое подтверждение в ходе судебного процесса, заявила сегодня в ходе прений сторон в Хамовническом суде Москвы прокурор Гюльчехра Ибрагимова.

«Анализ собранных доказательств позволяет однозначно сказать о том, что предъявленные подсудимым обвинения нашли свое полное подтверждение», — сказала она. 

В перерыве заседания прокурор сообщила корреспонденту BFM.ru, что гособвинение собирается выступать несколько дней — примерно 3-4 дня, и закончит на следующей неделе. Именно тогда станут известны сроки, которые прокуратура считает справедливым для подсудимых. По словам Ибрагимовой, прокуратура будет просить назначить Ходорковскому и Лебедеву наказание с учетом поправок в УК и УПК, которые были внесены в апреле этого года. Отметим, что тогда были несколько снижены сроки по статье «легализация», которая из разряда особо тяжких была отнесена к категории тяжких преступлений. 

Выступая в суде, Ибрагимова заявила, что обвинение считает доказанным предъявленное подсудимым обвинение по первому эпизоду — о присвоении акций шести дочерних компаний ОАО «Восточная нефтяная компания» (ВНК) на сумму более 3,6 млрд рублей. Прокурор фактически напомнила обвинение. Она сообщила, что хищение имело место в 1998 году и было совершено Ходорковским, Лебедевым, а также другими участниками преступной группы, в числе которых был тогдашний начальник правового управления «ЮКОС-Москва» Василий Алексанян, уголовное дело в отношении которого 24 июня 2010 года прекратил Симоновский суд Москвы в связи с истечением срока давности вмененных ему преступлений.

Члены ОПГ завладели акциями ОАО «Ачинский НПЗ», ОАО «Новосибирское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», ОАО «Томскнефтепродукт», ОАО «Хакаснефтепродукт», ОАО «Томскнефтегеофизика» и ОАО «Томскнефть – ВНК», внесенных РФ в уставный капитал ВНК, сказала прокурор. Таким образом, ЮКОС получил контроль над 38% акций ВНК, добавила она.

По версии обвинения, 28 млн акции ВНК были обменяны на 37 млн акций НК ЮКОС. При этом были составлены заведомо ложные акты оценок стоимости ценных бумаг. «Стоимость бездокументарных акций была умышленно занижена, а стоимость акций ЮКОСа оценщиком была неправомерно завышена», — сказала прокурор. Впоследствии ценные бумаги были переоформлены на ряд зарубежных офшорных компаний, расположенных на Кипре, и таким образом легализованы. Ибрагимова заявила, что «хищение акций дочерних предприятий ВНК причинило ущерб акционерам данного общества». «Таким образом, Ходорковский и Лебедев безвозмездно и противоправно завладели акциями дочерних предприятий ВНК», — подытожила гособвинитель. По ее данным, ущерб ВНК, а также РФ, чье имущество было внесено в уставной капитал этой компании, составил 3 млрд 621 млн рублей. Кроме того, подсудимые причинили ущерб миноритарным акционерам компании на сумму 1 млрд 71 млн, а также более 72 тысяч долларов. Она резюмировала, что подсудимые совершили преступление, предусмотренное статьей 160 УК («присвоение или растрата»), а также по статьям 174 («легализация преступных доходов»).

Прокурор напомнила, что Ходорковский не признал обвинения и показал, что обмен акций был произведен, чтобы избежать их рейдерского захвата со стороны австрийской компании «Биркенхольц». При этом сообщил, что сделки проходили с его ведома и под его руководством. «В данной части показания Ходорковского фактически являются признательными», — заявила прокурор.

Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт заявил BFM.ru, что о выступлении прокуроров у него сложилось впечатление «махрового вранья». «Они даже не пытаются свести концы с концами», — отметил защитник. Он напомнил слова своего подзащитного, который в начале процесса сказал, что «как они задумали, так и сделают». «Судя по всему, прокуроры так и собираются поступить»,— сказал Шмидт.

Ранее адвокаты неоднократно заявляли, что вина их подзащитных не доказана, а их дело является политическим.