Угольщик Махмудов вложился в «Аэроэкспрессы»
Бизнесмены Искандер Махмудов и Андрей Бокарев приобрели 25-процентную долю ООО «Аэроэкспресс». Поезда этой компании за последние годы оттянули на себя значительную часть пассажиропотока столичных аэропортов
Читать на полной версииБизнесмены Искандер Махмудов и Андрей Бокарев приобрели 25-процентную долю ООО «Аэроэкспресс». Поезда компании из экзотического вида транспорта за последние годы успели превратиться в популярную систему перевозок и оттянули на себя значительную часть пассажиропотока столичных аэропортов.
О состоявшейся сделке сообщается на сайте компании. Продавцом выступило ООО «Дельта-Транс-Инвест», входящее в «ТрансГрупп» Максима Ликсутова. Ранее по 50% акций «Аэроэкспресса» владели ОАО «Российские железные дороги» и «Дельта-Транс-Инвест». Теперь у структур Максима Ликсутова осталась доля в 25%.
Параметры сделки в сообщении не раскрываются, приведены лишь слова гендиректора «Аэроэкспресса» Алексея Криворучко, который заявил, что «изменения связаны с планами по дальнейшему развитию компании, реализация которых требует дополнительных инвестиций».
Искандер Махмудов и Андрей Бокарев — совладельцы УГМК и «Кузбассразрезугля». Кроме того, наряду с РЖД и Максимом Ликсутовым они входят в число бенефициаров «Трансмашхолдинга», крупнейшего в России производителя подвижного состава для железных дорог и метро.
«Сотрудничество с РЖД — сегодня модная тема, поэтому нет ничего удивительного в том, что Искандер Махмудов решился на развитие совместного с железнодорожниками бизнеса», — считает главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин, отмечая, что деятельность Искандера Махмудова в возглавляемых им компаниях традиционно была связана с максимизацией прибылей и, покупая данный актив, он преследует аналогичные цели. Впрочем, оценить долю весьма затруднительно, так как компания «Аэроэкспресс» не представлена на рынке акций, а аналога ей в России нет.
В РЖД традиционно жалуются на убыточность пригородных перевозок, но, по мнению экономиста, деятельность «Аэроэкспресса» носит специфический характер и имеет ряд преимуществ перед убыточными пригородными перевозками, а из-за столичных пробок — и перед другими видами транспорта.
Поезда «Аэроэкспресс» выполняют рейсы в аэропорты московского авиационного узла, а также доставляет пассажиров в подмосковную Лобню. Ранее компания прошла сертификацию по стандартам ISO и сумела наладить единую систему продажи билетов (в кассах, электричках, Интернете). Ее поезда курсируют по трем направлениям с интервалом в 35 минут и час и, например, дистанцию от Белорусского вокзала до Шереметьево они преодолевают за 35 минут.
Кризис серьезно отразился на финансовых показателях ООО «Аэроэкспресс». Выручка компании в 2009 году составила 1,58 млрд рублей, чистый убыток — 188 млн рублей. Но благодаря тому, что пассажирам не приходится добираться в аэропорты в пробках, услуги поездов «Аэроэкспресса» стали довольно популярны. Так, ими пользуются 22% пассажиров аэропорта «Домодедово», 16% — «Внуково» и 10% — «Шереметьево». А за первые шесть месяцев 2010 года объем перевозок компании вырос на 60% и составил 4,2 млн человек.
По словам Алексея Логвина, из экзотического вида транспорта фирменные электропоезда «Аэроэкспресса» уже превратились в привычный для потребителей транспорт, который имеет неплохие перспективы при условии роста экономической активности.
Ранее Максим Ликсутов подтверждал планы дальнейшего развития скоростных интермодальных перевозок в столице. В частности, он намеревался купить поезда Siemens, которые будут обслуживать Олимпиаду в Сочи и сохранятся после ее проведения. А также говорил о желательности строительства в районе трех вокзалов нового пересадочного центра для всех авиапассажиров. Этот центр смог бы оттянуть на себя огромный внутригородской трафик транзитных пассажиров, которые, например, приехав в Москву из Твери, чтобы вылететь из московских аэропортов, сейчас в попытках добраться до них бессмысленно тратят время, блуждая по городу.
Однако Алексей Логвин полагает, что поглотить часть транзитного пассажиропотока можно будет не только путем строительства такого центра, который появится «неизвестно когда», а более обычными и доступными способами, которые работают в других странах более 100 лет. Например, в Берлине уже с 20-х годов прошлого века можно купить билет на трамвай, по которому в течение дня есть возможность сделать три пересадки.
«Один из способов развития «Аэроэкспресса» — это развитие системы тарифов. В будущем также является перспективным сотрудничество компании с аэропортами других городов», — полагает Алексей Логвин.
В рейтинге Forbes богатейших людей России за 2010 год 46-летний Искандер Махмудов занимает 11 позицию с состоянием в 8,5 млрд долларов (в прошлом году журнал оценил его состояние в 3,3 млрд долларов). А 43-летнему Андрею Бокареву журнал отвел 94 строчку. Его состояние журналисты оценили лишь в 700 млн (в 2009 году — 500 млн долларов)
Несколько иные данные дает журнал «Финанс», в рейтинге которого за 2010 год Махмудов с состоянием 3,9 млрд долларов занимает 26 позицию, тогда как председателю совета директоров «Трансгрупп А/С» Максиму Ликсутову эксперты журнала отвели лишь 230 строчку, оценив его состояние в 230 млн долларов.