Венгерская катастрофа может повториться в России
В России не исключена возможность повторения венгерской катастрофы, предупреждает Greanpeace Russia. В нашей стране сейчас хранится около 8 млрд кубометров промышленных отходов различных классов опасности
Читать на полной версииВ России не исключена возможность повторения венгерской катастрофы, предупреждают сотрудники Greanpeace Russia. В стране только треть гидротехнических сооружений из 26 тысяч признаны безопасными, а 10% и вовсе бесхозные. В России сейчас хранится около 8 млрд кубометров промышленных отходов различных классов опасности. Это в 10 тысяч раз больше того, что попало в окружающую среду после аварии в Венгрии.
Российские экологи, проанализировав состояние гидротехнических сооружений России, пришли к выводу, что в нашей стране возможно повторение венгерской катастрофы. Напомним, авария в Венгрии произошла в ночь на вторник, 5 октября. В результате взрыва на глиноземном заводе Ajkai Timfoldgyar в 160 км к юго-западу от Будапешта из резервуара вылилось около 700 тысяч кубометров токсичных отходов.
Правительство Венгрии приняло решение ввести режим чрезвычайного положения в трех областях, которые наиболее пострадали от разлива токсичных отходов. Всего же от токсичных отходов пострадали 120 человек, около 60 были госпитализированы, 10 получили серьезные травмы. Наиболее распространенные травмы — химические ожоги кожи и глаз. 390 человек были временно переселены из своих домов. 10 октября в Венгрии инженеры приступили к созданию аварийной дамбы для предотвращения новой утечки ядовитых отходов с завода. Трещины в стене резервуара с отходами растут, что угрожает соседнему городку Колонтар, около тысячи жителей которого эвакуированы. Соседний Девечер, в котором проживают 5400 человек, на всякий случай готовится к эвакуации.
Судя по сообщению Greanpeace, наиболее опасные отрасли в России — алюминиевая, металлургическая и горнодобывающая. Как отмечают экологи, шламонакопители, подобные венгерскому, есть и в России. В пример они приводят Богословский и Уральский алюминиевые заводы: За 60 лет эксплуатации глиноземного цеха Уральского алюминиевого завода в трех его хранилищах накоплено более 63 млн тонн красных шламов. На Богословском алюминиевом заводе хранится более 40 млн тонн токсичных отходов, а площадь шламонакопителей превышает 400 гектаров. Оба завода принадлежат группе «РусАл».
«По последним доступным данным (2007 год), 337 комплексов хвосто- и шламохранилищ горнодобывающей промышленности содержат около 6 млрд кубометров отходов обогащения. Металлургическая промышленность накопила 400 млн кубометров отходов в 107 комплексах», — уточняется в сообщении экологической организации. — Еще 282 хранилища объемом около 500 млн кубометров относятся к предприятиям химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленностей».
Однако в компании «РусАл» BFM.ru заявили, что все существующие гидротехнические сооружения предприятий компании, служащие в качестве накопителей отходов производства, безопасны, так как эксплуатируются в полном соответствии с технологией и нормами безопасности в штатном режиме. «Кроме того, гидротехнические сооружения компании в установленном порядке регулярно проходят освидетельствования на предмет безопасности и имеют разрешения надзорных органов на эксплуатацию и размещение отходов производства», — заявили в пресс-службе компании.
Между тем, экологи утверждают, ссылаясь на данные отраслевого раздела Российского регистра ГТС, что 15% из почти 950 комплексов гидротехнических сооружений объектов промышленности и энергетики, вызывают опасения. Состояние 16 комплексов признано неудовлетворительным.
В предаварийном состоянии находятся хвостохранилища обогатительной фабрики ОАО «Тырныаузский ГОК» в Кабардино-Балкарии, содержащие около 120 млн кубометров токсичных отходов обогащения. В период паводка и половодья велика опасность возникновения здесь чрезвычайной ситуации. Большие проблемы есть и на шламонакопителе завода «Капролактам» в Дзержинске — «Белое Море», в котором хранится, по ряду оценок, от 2 до 7 млн тонн отходов. Предприятие входит в состав СИБУРа.
В «Сибуре» признают, что шламонакопитель «Белое море» — экологически непростой объект, и достался он компании «в наследство» вместе со всей производственной и инфраструктурной площадкой завода «Капролактам». 99,5% всего объема отходов было сложено в «Белое море» еще в советские годы. Однако «Белое море» не несет в себе высоких экологических рисков, хоть и нуждается в постоянном мониторинге, признают представители компании.
«Он ведется как средствами компании Сибур, так и государственными природоохранными органами вместе с независимыми экологами. Регулярно берутся пробы и так далее», — заявили BFM.ru в пресс-службе «Сибура». — В действительности, и это подтверждено исследованиями, шламонакопитель заполнен в основном смесями, из состава которых можно извлечь гипс, известь и хлористый кальций. Ничего по-настоящему ядовитого в нем нет», — подчеркивают в компании. В настоящее время прорабатывается вопрос использования накопленных в «Белом море» известковых остатков. Наибольшую ценность они представляют для строительной индустрии. В 2009 году стоимость природоохранных мероприятий СИБУРа составила более 1,3 млрд рублей.
Связаться с представителями Тырныаузского ГОКа на момент подготовки материала BFM.ru не удалось.
«Учитывая плачевное состояние многих гидротехнических сооружений в стране, нельзя исключать риск повторения венгерской аварии, но уже в России. Грядущая зима обещает быть холодной и снежной, а это сулит нам масштабные половодья, которые вполне могут привести к прорыву дамб особо аварийных шламонакопителей», — считает Иван Блоков, директор по программам «Гринпис России».
Наиболее высокий уровень аварийности сейчас наблюдается в угледобывающей отрасли, а также электроэнергетике, где эксплуатируется оборудование 30-х годов прошлого века, говорит BFM.ru директор аналитического департамента инвестгруппы «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский. Он напоминает об авариях на шахте «Распадская» и на Саяно-Шушенской ГЭС. «Однако вряд ли высокие риски несут крупные компании. Более рискованными в этом смысле являются небольшие предприятия, у которых нет возможности вкладывать крупные суммы в модернизацию. Крупные предприятия, кроме того, подвергаются более жесткому контролю со стороны органов технадзора», — указывает эксперт.
Отдельный вопрос — страхование промышленных объектов. Летом этого года был принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», в котором был расширен перечень опасных объектов, а также увеличены суммы страховых выплат. Теперь они варьируются от 10 млн до 6,5 млрд рублей. По предварительным оценкам, страховщики получат доступ к рынку объемом в 2–3 млрд рублей, сообщают «Финансовые известия». Но закон вступит в силу не раньше 2012 года. Ответственность частных владельцев особо опасных объектов должна быть застрахована, начиная с 1 января 2012 года, а для бюджетных предприятий отсрочка увеличена до 1 января 2013 года.
Владимир Рожанковский считает, что в нынешнем виде система страхования не позволяет покрывать все убытки в случае наступления страхового случая. Он приводит в пример Саяно-Шушенскую ГЭС. Стоимость восстановительных работ «Русгидро» оценивается в 40 млрд рублей. РОСНО выплатит компании 200 млн долларов, что не покрывает всех расходов.