«Революция уже произошла»
Западные СМИ считают, что следующим мэром Москвы станет Сергей Собянин. Но главное в том, что Кремлю и Белому дому больше не удастся дистанцироваться от московских проблем – пробок, точечной застройки и коррупции
Читать на полной версииЗарубежные СМИ не поддержали ведущуюся в России увлекательную игру в угадайку — кто станет следующим мэром Москвы. Общую тональность того, как иностранцы относятся к этим гаданиям, отражает сегодняшняя статья в газете The Wall Street Journal. Устами высокопоставленного российского парламентария (анонимного, естественно), в статье заявлено: «Федеральный центр уже взял ответственность за будущее Москвы. Неважно, кто будет назначен мэром Москвы, революция уже произошла».
WSJ отмечает, что контроль за городом, где производится почти четверть ВВП России и где проживает десятая часть электората, «является жизненно важным — экономически и политически». С учетом приближающихся парламентских выборов 2011 года, а затем и президентских выборов, ставки особенно высоки для «Единой России», пишет газета. Политическое доминирование единороссов призваны подкрепить и итоги состоявшегося в воскресенье единого дня голосования в региональные и местные органы власти.
Что касается конкретной фамилии будущего градоначальника Москвы, то, как замечает американская газета, из четырех представленных на рассмотрение президента Медведева кандидатур, предпочтительней выглядит вице-премьер Сергей Собянин, самый старший по нынешней должности. Его же прочит в мэры и большинство российских аналитиков. Практически в тех же выражениях о Собянине как о будущем мэре Москвы пишет британская The Financial Times.
Однако важнее, чем фамилия нового мэра Москвы, представляется то, что более строгий контроль федерального центра над столицей предполагает и большую ответственность, продолжает WSJ. Юрий Лужков, благодаря задабриванию пенсионеров надбавками к пенсиям и некоторым привилегиям для бесчисленного множества госслужащих, пользовался в Москве поддержкой, что позволяло ему сохранять значительную независимость в принятии решений. Со своей стороны, Кремль и правительство могли дистанцироваться от таких городских проблем, как автомобильные пробки, избыточное строительство и обвинения в махинациях на выборах.
«Теперь центр принятия решений переместился, — поясняет анонимный российский депутат. — Решения будут приниматься президентом и премьер-министром».
Мало кто опасается, что этому сможет помешать смещенный с поста мэра Юрий Лужков. Несмотря на намеки с его стороны на создание некоего политического движения и призывы к большей демократии, «политические деятели и аналитики скептически относятся к возможности того, что (Лужков) вновь станет серьезной политической фигурой», говорится в публикации. Многие считают, что «все разговоры о вызове властям — это усилия по предотвращению выдвижения против него и его жены обвинений в коррупции», пишет WSJ.
Относительная неудача ЕР может спровоцировать рост социальных расходов
Гораздо опасней для власти, чем глухие угрозы бывшего мэра, падение популярности правящей партии «Единая Россия», которое фиксируют независимые политологи и социологи. Так, по итогам октябрьских выборов 2008 года уровень поддержки ЕР упал на 10% по сравнению с думскими выборами годом ранее. Мартовские выборы 2010 года продемонстрировали двадцатипроцентное падение популярности единороссов, утверждает политический аналитик Александр Кынев. Газета The Financial Times, которая приводит эти сведения, пишет, что итоги воскресного голосования будут самым пристальным образом изучаться именно с точки зрения того, насколько популярна «Единая Россия».
Все, что не будет воспринято общественным мнением и политическим классом как убедительная победа, «может стать основанием для пересмотра политической стратегии», считает FT. Относительная неудача единороссов на выборах чревата «кадровой перетряской на региональном уровне, а также увеличением социальных расходов со стороны правительства», считает британская деловая газета.