Кипр больше не оффшор
Бухгалтерия кипрских «дочек» российских компаний открылась для Федеральной налоговой службы. Кипр вычеркнут из «черного списка» Минфина России
Читать на полной версии7 октября Россия и Кипр подписали соглашение об отмене двойного налогообложения. Консультации по этому вопросу шли почти 12 лет, окончательное согласование завершилось полтора года назад. Теперь Кипр официально вычеркнут из «черного списка» Минфина и российские компании, у которых есть кипрские «дочки», попадают под льготное налогообложение в нашей стране. Юристы ждут роста числа компаний, которые пойдут на смену юрисдикции.
Ратификация соглашения об избежании двойного налогообложения состоялась в рамках первого официального визита президента Дмитрия Медведева на Кипр. Процесс согласования документа стартовал еще в 1998 году. Еще в течение почти 12 лет в соглашение постоянно вносились поправки. Окончательные формулировки были утверждены полтора года назад, но даже тогда не обошлось без внесения технических изменений. Речь идет об обмене информацией между налоговыми органами двух стран с учетом местной законодательной базы.
Об этом, а также об ожиданиях бизнеса в связи с подписанием соглашения в интервью BFM.ru рассказывала партнер PricewaterhouseCoopers в России Екатерина Лазорина.
Подписание договора означает, что Кипр официально покинул «черный список» Минфина: теперь российские компании, у которых есть кипрские «дочки», попадают под льготное налогообложение в нашей стране и под контроль Федеральной налоговой службы.
Два года назад в России начал действовать порядок налогообложения дивидендов, который предусматривает нулевую ставку налога на дивиденды, полученные российскими компаниями от дочерних организаций, в которых они имеют стратегическое участие. При этом льготный режим применяется вне зависимости от того, является ли дочерняя компания российским резидентом или иностранным, за исключением юрисдикций из «черного списка». По словам замминистра финансов Сергей Шаталова, Кипр находился в этом списке, поскольку российские налоговые органы не получают от него ответов на запросы по операциям, совершенным между российскими и кипрскими компаниями. Российский перечень оффшоров аналогичен перечню стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Дмитрий Медведев уверен, что изменения, внесенные в российско-кипрское соглашение, позволят сделать более прозрачной систему инвестиций. «Только что подписанные изменения к соглашению об избежание двойного налогообложения как раз направлены на то, чтобы сделать эту сферу еще более предсказуемой, прозрачной и понятной для контроля властей», — цитируют информагентства президента.
Согласно статистике, республика Кипр — лидер в сфере иностранных инвестиций в экономику России. Совокупный объем накопленных кипрских инвестиций в российскую экономику на август 2010 года составляет около 52,18 миллиардов долларов, в том числе прямых инвестиций — 37,89 миллиардов.
За первое полугодие 2010 года объем взаимной торговли с Кипром увеличился почти на 251% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и превысил 1 миллиард долларов.
Юрист департамента «Налоговый консалтинг» Sameta Юлия Кузнецова считает, что в связи с подписанием документа, вырастет число компаний, сменивших оффшорную юрисдикцию. «Не исключено, что некоторые компании пойдут на обеление бизнеса, хотя доля поменявших юрисдикцию все равно будет больше», — считает она.
«Многие компании «в нервном порыве» размышляли о переводе бизнеса из Кипра в другие юрисдикции, — вспоминает партнер группы международного налогообложения PricewaterhouseCoopers в России Наталья Кузнецова. — Однако подписания аналогичных соглашений предстоят и с другими странами — традиционными инвесторами в российскую экономику». По ее словам, здесь проблема не в том, что Кипр перестает быть оффшором как таковым. Кипр, наряду с такими странами как Голландия, Швейцария или Люксембург, часто используется как юрисдикция для инвестирования в российскую экономику. При этом российская сторона не раз заявляла, что те положения, которые предусмотрены в кипрском соглашении, например, расширенная статья об обмене информацией, будут в дальнейшем включены и в договоры с другими странами — традиционными инвесторами. Отсюда следует, что нет особого смысла бежать с Кипра. Скорее, надо думать о переходе к прозрачности и «работе в долгую» за рубежом.