МЭР вводит страхование зарплат
Минэкономразвития обяжет работодателей страховать зарплаты своих сотрудников на случай банкротства. Это новый налог на бизнес, жалуются предприниматели
Читать на полной версииМинэкономразвития готовит законопроект, который обяжет работодателей страховать зарплаты сотрудников на случай банкротства компаний, сообщила 6 октября министр Эльвира Набиуллина. Выступая в Госдуме, министр добавила, что поправки прорабатываются «с учетом издержек работодателей». По существу, это новый налог на бизнес, констатируют экономисты.
О том, что Минэкономразвития работает над введением механизма страхования зарплат работников в случае банкротства компаний, Эльвира Набиуллина объявила в рамках правительственного часа в парламенте.
«Во многих странах применяется институт страхования или создания специальных фондов, в которые работодатели отчисляют некоторые средства на случай банкротства. Когда случается банкротство, из этого механизма страхования или из этого фонда выплачиваются средства», — цитирует «РИА Новости» министра. По словам Эльвиры Набиуллиной, министерство сейчас прорабатывает такие поправки «с учетом возможного эффекта на издержки работодателя для того, чтобы заработала новая норма закона».
Министр уточнила, что сейчас работники получают зарплату при банкротстве компании вне очереди, но иногда денег у предпринимателей не хватает даже на выплату зарплат. «В этой ситуации во многих странах применяются дополнительные механизмы защиты работников», — подчеркнула она.
По подсчетам Росстата, суммарная задолженность по зарплате в России на 1 сентября составила 3,35 миллиарда рублей. Больше всего просрочек проходит по статье «отсутствие у предприятий собственных средств» — около 97,6% от общей суммы.
Идея здравая, считают экономисты, но сомневаются в ее реалистичности в текущих условиях. «Чтобы страховать зарплаты работников, нужны деньги. Их будут брать из фонда оплаты труда, — полагает ведущий специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков. — Это введение нового налога».
Вице-премьер Алексей Кудрин в среду сообщил, что налоговая нагрузка на российский бизнес увеличится в 2011 году на 2,3%, к 2013 году повышение достигнет 3,6%.
По словам Петра Бизюкова, сейчас банкротства компаний — еще не массовое явление, и споры по зарплатам можно разрешать путем соглашения между работником и работодателем.
Гендиректор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко уверен, что законопроект лишь спровоцирует рост налоговой нагрузки на бизнес. «Для введения такого налога, нужно комплексно снижать налоговую нагрузку – перераспределять ЕСН и вводить мораторий на увеличение зарплат госслужащих», — считает он. По его мнению, теоретически подобная идея могла бы быть реализована в форме обязательного страхования, по принципу ОСАГО.
Бизнес категорически против нового законопроекта. «Уже много лет мы не поддерживаем ведение ЕСН и прочих сборов, которыми облагается фонд оплаты труда, за исключением подоходного налога», — заявил председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Он уверен, что увеличение социальных выплат на 1-1,5% увеличит нагрузку в первую очередь на наукоемкие отрасли. «Наша страна потеряет конкурентоспособность с ближайшими соседями, например, Украиной, где для многочисленных отраслей действует упрощенная система налогообложения», — приводит пример Антон Данилов-Данильян.