Поскольку многие жалуются, что не успели послушать последний выпуск "Портфеля" с участием Джима Роджерса, решила выложить расшифровку.

Перевод Сергея Вафина

Надя Грошева: Мистер Роджерс, у меня в портфеле есть несколько фьючерсов на золото. Что вы думаете по поводу перспектив этого актива? 


Джим Роджерс: Золото присутствует в моем портфеле инвестиций. Надя, я уверен, что его котировки в дальнейшем преодолеют отметку в 2 тысячи долларов в перспективе следующих 5-10 лет, возможно, уже в следующем году, кто знает? При этом, я не собираюсь продавать уже купленное золото. Скорее всего, в какой-то момент в дальнейшем в этом активе может образоваться пузырь, и инвестиции в золото буквально могут стать манией и навязчивой идеей для многих инвесторов. Все будут стремиться купить золото. Я не знаю когда точно этот момент наступит, возможно не так скоро, может, лет через 10. Как это обычно происходит на рынке? Движение в какой-то актив идет сначала маленькими шажками, потом поток средств начинает расти, объем инвестиций в данный актив становится все больше, и в конечном итоге мы получаем пузырь. Я думаю, золото не избежит этой участи. Если это случится и когда это случится – сложно сказать какая будет цена на золото в этот момент. Кстати в моем портфеле также есть и серебро и я думаю, с серебром произойдет практически тоже самое.


НГ: Серебро я тоже купила на этой неделе. Давно собиралась это сделать. Мой коллега, эксперт Владимир Левченко советовал купить серебро еще месяцев 6 назад. Но я ждала лучшего момента, в итоге купила лишь по 21 доллар 38 центов за тройскую унцию.


ДР: Я думаю, в конечном счете, серебро в процентном соотношении вырастет даже больше чем золото. Котировки серебра сейчас на 60% ниже своих исторических максимумов. При этом, золото сейчас ставит новые максимумы. Так что если оценивать эту ситуацию и перспективы этих активов с исторической точки зрения, я бы скорее покупал серебро, нежели золото. Не поймите меня неправильно, в моем портфеле присутствуют оба этих актива. Серебро это и драгоценный и промышленный металл. Поэтому, если ситуация в мировой экономике улучшится, потенциал роста стоимости серебра выглядит лучше, чем у золота. Кроме того, для серебра находят новые области применения в промышленном плане. Так что сегодня я бы даже скорее покупал бы серебро, чем золото. Но еще раз повторюсь – в моем портфеле оба этих актива и я ни собираюсь продавать ни один, ни другой.


НГ: Тогда я тоже пока не буду избавляться от этих активов. Я знаю, что вы также инвестируете в сельскохозяйственные активы. Этим летом они показали хороший рост. А вы говорили о перспективах роста пшеницы, зерна и риса еще в 2008 году. Что вы думаете сейчас по поводу этого рынка?


ДР: Я ожидаю, что мои инвестиции в сельскохозяйственные активы принесут мне даже больше денег, чем вложения в драгоценные металлы. Дело в том, что цены на некоторые сельскохозяйственные активы сегодня очень сильно занижены. Если, скажем, взять рис, то его стоимость в историческом плане сегодня очень низкая. Схожую картину можно наблюдать и по другим активам в этом секторе. В мире сегодня недостаточное количество фермеров. Ведение фермерского хозяйства в последние 30 лет было крайне низкоприбыльным бизнесом. Так что во многих странах фермеров реально практически нет.

Как я уже неоднократно говорил, цены на многие сельскохозяйственные товары сегодня серьезно занижены. При этом, в мире сегодня буквально мало фермеров. Так что если подумать, мы балансируем на грани. И если что-то пойдет не так – цены не просто будут расти, они полетят вверх. Мы все видели, что произошло с ценами на пшеницу после засухи этим летом в России. Так что мир в целом находится в опасном положении, продовольственный сектор сегодня как никогда очень уязвим перед подобного рода катаклизмами. Так что я очень оптимистично смотрю на дальнейшие перспективы цен на сельскохозяйственные активы.

НГ: Пожалуй, для россиян самый интересный актив на товарном рынке – нефть. От цены на нефть зависит благосостояние России. Как вы думаете сколько будет стоить нефть в ближайшие годы?

ДР: Один из главных вопросов, связанных с нефтью заключается в том, на каком уровне будут оставаться цены и как высоко они пойдут в дальнейшем. Действительно гигантские месторождения нефти последний раз были открыты десятки лет назад. Мы говорим о 70-х годах 20-го века, прошло уже 40 лет. Объем существующих месторождений по всему миру сегодня снижается. Поэтому если в ближайшее время не произойдет какого-либо чуда, объем мировых запасов нефти продолжит снижаться. Так что в дальнейшем цены неуклонно продолжат расти. В конечном итоге в нефти также будет пузырь. Цены на нефть превысят 200 долларов за баррель и могут пойти еще выше. Трудно назвать верхнюю границу цен, потому что в течение следующих 10 – 20 лет проблема истощения мировых запасов нефти станет все более очевидна. Может быть по всему миру раскиданы огромные запасы нефти, но даже если и это и так, мы не знаем, где они находятся.

НГ: Всего два года назад все мы были свидетелями котировок нефти на уровне 150 долларов за баррель. В ближайшие годы увидим ли мы подобные цены снова?

ДР: Мы обязательно увидим цены в 150 долларов за баррель в течение следующих нескольких лет. Возможно, не в этом году, но я абсолютно уверен, что котировки вновь достигнут этой отметки и пойдут еще выше. Еще раз повторюсь – если мы не найдем новые крупные месторождения нефти, которые будут более-менее легко доступны, цены продолжат расти. Возможно, где-нибудь далеко и глубоко на дне Тихого океана находятся очень большие запасы нефти, но мы не знаем о них, и их местоположение трудно определить. Так что одно дело, если мы найдем новое гигантское месторождение нефти в Берлине, и совсем другое если оно очень далеко и труднодоступно.

НГ: Мистер Роджерс, я веду блоги на двух финансовых ресурсах, и, когда я разместила информацию там, что вы согласились принять участие в программе, то только за первый день мне пришло более 100 вопросов. Конечно, все я задать не смогу, но на некоторые прошу вас ответить. Пожалуй, один из самых популярных вопросов – секрет вашего успеха. В чем его причины?

ДР: Мне трудно судить насколько я более успешен, чем другие. Однако я убежден, что если человек любопытен по своей натуре и ставит вещи под вопрос, то есть ему интересно, что происходит вокруг и не он принимает за чистую монету то, что пишут и говорят СМИ, или говорят другие люди. Так что если вы скептически смотрите на мир и хотите сами разобраться в том, что происходит и готовы очень много работать – можно заработать много денег, не важно на чем – будут ли это инвестиции в фондовый рынок, ресторанный бизнес, поле деятельности не имеет значения.

Не стоит слепо следовать за общепринятыми выводами. Очень немногие смогли разбогатеть, следуя той же логике что и все остальные. Успешные люди смогли понять, что именно им удается лучше всего, что им нравится делать, как добиться успеха, занимаясь этим делом – и они шли по этому пути, даже если все остальные смеялись над ними.

НГ: Вы не инвестируете в России, и достаточно скептически настроены по отношению к российскому фондовому рынку. Почему? И при каких обстоятельствах ваше убеждение изменится?

ДР: В России если вы ведете бизнес с «правильными» людьми – вы можете заработать много денег. Если у вас нет инсайда, или определенных связей – вы не сможете заработать много денег. Вы сядете в тюрьму или у вас отберут заработанные деньги, или вас вышлют из страны. Россия добилась неплохих успехов в ряде отраслей, потому что у вас огромные запасы природных ресурсов. К сожалению, довольно большая часть этих ресурсов снижается. Это касается и нефтедобычи и ряда других показателей. Так что пока бум на природные ресурсы остается в силе – вы неплохо зарабатываете на этом. Мне кажется, что когда этот бум закончится, текущие проблемы России только обострятся. Однако, этот бум может длиться еще 5, 10, 15 лет, может еще дольше. Так что не теряйте надежды. У меня лично нет инсайда по России и вряд ли когда- либо будет, и я знаю достаточно для того, чтобы понимать, что требуется для инвестиций в Россию, и что если у вас нет необходимой информации или связей, вы можете многое потерять. Конечно, Россия это красивая страна, я дважды проехал всю Россию. Когда в первый раз я ехал на своем мотоцикле русские постоянно твердили мне: «Зачем тебе такие приключения, ты что, с ума сошел?» Никто по своей воле не хочет ехать в Сибирь. Я проехал всю Сибирь на мотоцикле. Я выехал из Находки и доехал до Польши. Это было в в 1991 году. Затем я вернулся и сказал, что хочу прокатиться еще раз. Мне сказали: «Теперь мы точно знаем, что ты сумасшедший! Второй раз я поехал на машине. В тот раз я опять отправился из Находки и доехал до Финляндии. Так что я могу сказать, что повидал много мест в России и мне очень понравилось. Так что мне очень нравится Россия, Сибирь и русские.

НГ: Вы собираетесь повторить Ваше путешествие по России на мотоцикле?

ДР: Я бы с удовольствием прокатился бы по России еще раз. Я знаю, что господин Путин недавно ездил по Сибири и проехал по ряду тех мест, где и я когда-то побывал. Похоже, в Сибири строят новую дорогу. Когда я был там в последний раз, там не было никаких дорог. Я бы с удовольствием опять проехал бы по тем местам и посмотрел, какие произошли изменения и снова встретился бы с теми людьми, с которыми я встречался тогда, в прошлый раз. Если там действительно построят настоящее шоссе через Сибирь, такое путешествие было бы намного легче, я бы с удовольствием поехал туда. У меня очень теплые воспоминания о моем путешествии по Сибири, хотя оно и было чрезвычайно тяжелым.

НГ: Наша встреча началась в 8 утра, у вас всегда так рано начинается рабочий день? И сколько времени в день вы посвящаете работе на рынке?

ДР: У меня двое детей. Одному ребенку два года, другому – 7. Так что конечно, я просыпаюсь довольно рано. И каждое утро я отвожу их в школу на своем велосипеде. Поэтому сейчас я уже не провожу так много времени, изучая рынки, я провожу больше времени со своими детьми. Инвестиции – это очень интересно и конечно, необходимо, но сейчас я стараюсь побольше быть со своей семьей. Я довольно поздно стал отцом , поэтому я несколько сменил мои приоритеты в данный момент. Однако, конечно, я также внимательно слежу за тем, что происходит на рынках. Я много путешествую, читаю много информации в интернете, если я нахожу что-то интересное, я стараюсь как следует изучить этот предмет и понять, стоит ли мне покупать его или нет. Я всегда стремлюсь как можно более досконально исследовать тот или иной актив перед его приобретением. В мире финансов очень легко потерять деньги, если не подходить к инвестициям основательно. Бывает и такое, что даже если как следует изучить какой-либо вопрос, все равно можно потерять на инвестициях в данный актив. Иногда на инвестиции в те или иные вещи наталкивает сама жизнь. Например, у меня есть акции токийской компании «Hello Kitty», которая производит детские товары. Я купил их из-за своих детей, я никогда раньше не слышал об этой компании. Но потом я как-то наткнулся на нее и купил эти акции. Никогда не знаешь какие подсказки может подкинуть тебе жизнь, надо просто внимательно следить за тем что происходит вокруг. Надо следить за изменениями вокруг тебя и затем, стараться понять к чему они ведут и действовать. Я бы хотел сказать, что это очень просто, но, к сожалению, это не так.

НГ: То есть вы черпаете инвестиционные идеи в повседневной жизни. Интересно. Вы знаете, в этом году в Москве была рекордная жара, в некоторые дни столбик термометра поднимался до 40 градусов. До этого лета, в России скептически относились к глобальному потеплению. Теперь же, кажется, многие в него поверили. Мистер Роджерс, а вы как думаете, глобальное потепление скажется на рынке сельскохозяйственной продукции?

ДР: Климатические изменения происходят уже не первое тысячелетие. Если посмотреть на историю прошлых лет, то климат постоянно менялся. Так что если смотреть на нынешние природные аномалии в этой перспективе, особо удивления возникать не должно. Отдельные части мира сегодня испытывают период серьезного похолодания и зимы в этих местах более суровые, нежели прежде. Так что с одной стороны, да, в Москве было очень жарко, выше 40 градусов по Цельсию, но с другой стороны, в Австралии выпал снег в тех районах, где его раньше не было. Конечно, никто не знает, что в дальнейшем произойдет с климатом Земли в целом. Но я знаю, что любые серьезные климатические изменения окажут заметное влияние на стоимость сельскохозяйственных товаров. Когда погода серьезно меняется, мы слышим о неурожаях, засухах, или неготовности фермеров приспособиться к изменившимся условиям. Так что при серьезном изменении климата стоимость продовольственных активов пойдет вверх. Как я уже говорил, мир находится в опасном положении в плане продовольствия. У нас низкие запасы, мало фермеров, во многих частях мира есть проблемы с нехваткой воды. Так что если процесс изменения климата ускорится – мой вам совет – покупайте «софт коммодитиз».

НГ: Спасибо за совет. Обязательно воспользуюсь. Вот вы верите в рост стоимости золота, а на котировках золотодобывающих компаний это хорошо скажется. Может стоит на фоне этого роста покупать эти акции?

ДР: Если компания добывает золото и владеет большим объемом золота, стоимость ее акций будет расти. Но не забывайте, что золотодобытчикам также необходимо поддерживать уровень своих запасов и не допускать того, чтобы их объем быстро сокращался. Если бы у меня была золотая шахта и ее запасов хватило бы всего на 5 лет добычи, акции моей компании показывали бы не очень хорошую динамику. Если же запасов хватило бы на 55 лет, тогда конечно, другой разговор. Это очень важный момент. Я бы обратил внимание на то, что в акциях золотодобывающих компаний было потеряно больше денег, чем в акциях компаний какой-либо другой индустрии – больше чем в железнодорожных или авиаперевозках. Потому что зачастую золотодобывающими компаниями владели прохиндеи и обманщики, которые водили инвесторов за нос. В мире всегда были сотни и тысячи золотодобывающих компаний и многие из них очень быстро обанкротились. В Америке был один известный писатель, который дал очень точное определение золотой шахты. Золотая шахта - это глубокая яма в земле с лжецом, который стоит у ее поверхности. Так что надо быть очень осторожным при инвестициях в золотодобывающие компании. Если повезет – прилично заработаете. Если нет – останетесь без штанов.

НГ: Без штанов остаться не хотелось бы. Поэтому я за диверсификацию. А на валютном рынке кого вы считает фаворитом? В России любят доллары покупать. Как думаете, стоит добавлять американскую валюту себе в портфель?

ДР: Что касается валютного рынка, то конечно, я бы советовал покупать скорее канадский доллар, нежели американский. Состояние финансовой системы Канады намного лучше, чем американской и у канадцев нет таких больших дефицитов, какие есть в США практически на каждом уровне, начиная от муниципального, и заканчивая федеральным. Американский доллар – это ужасная валюта, слабость которой в дальнейшем будет расти день ото дня. Америка – это одна из худших наций-должников за всю человеческую историю. И в какой-то момент в будущем доллар исчезнет, как и многие другие валюты до него. В конечном счете доллар потеряет свой статус резервной валюты. Сто лет назад фунт стерлингов был основной резервной валютой мира, но он уже давно прошел зенит свой славы и потерял по разным оценкам от 80 до 90% своей прежней стоимости. Те люди, которые смогли увидеть знаки грядущих перемен, смогли заработать много денег, те, кому это не удалось, много потеряли. Мне кажется гораздо более привлекательными объектами для инвестиций, нежели долларовые активы сегодня – это юань, серебро, рис, природный газ.