Многолетние дебаты на тему, могут ли немецкие ученики выставлять оценки своим учителям, можно считать законченными. Правильный ответ: могут. К такому решению на днях пришел Верховный суд ФРГ, рассмотрев жалобу учительницы, недовольной «неудом», который на специальном сайте поставили ей учащиеся. Это решение, помимо всего прочего, еще раз обозначило перемены, которые принесла цифровая революция. Школа времен Интернета делает возможным то, о чем детям прежде и мечтать не приходилось.

«Никогда прежде не было так легко раскритиковать учителя, ему отомстить, оскорбить его или обидеть. Интернет — это идеальное пространство выпустить пар и остаться неопознанным», — заметил обозреватель газеты Die Zeit, рассказывая о судебной тяжбе, завершившейся на днях.

Издевку можно усмотреть уже в названии портала – spickmich, что можно перевести и как «нашпигуй меня», и как «спиши у меня». Шум вокруг него, не утихавший два года, лишь поспособствовал популярности. Сейчас в работе сайта участвуют более полутора миллионов немецких школьников. Они анонимно выставляют оценки учителям по шести критериям, определяя насколько те «круты и веселы», «любимы», «компетентны», «человечны», «спокойны», а также, насколько хорош их урок в целом. Суммируя все оценки, портал выдает общий балл. Для вынесения вердикта требуется, как минимум, десять мнений. Узнать оценки педагога могут только зарегистрированные на сайте учащиеся школы.

Учительница из городка Мерс на северо-западе страны получила от учеников всего 4,3 балла, что примерно соответствует российской «двойке». Сочтя оскорбленными свои честь и достоинство, она попыталась в судебном порядке наложить вето на эту информацию, однако сочувствия ни в одной инстанции не встретила. Верховный суд в Карлсруэ не нашел на сайте ничего оскорбительного. Итоговое заключение: право человека на свободное высказывание своего мнения в данном случае не нарушает права на защиту личной информации.

Формально поражение в высшей судебной инстанции страны потерпел один педагог. Но вместе с ней проигравшим, а заодно и обиженным, сочло себя и все учительское лобби. По словам Йозефа Крауса, президента немецкого учительского союза, решение Верховного суда не пойдет на пользу школьной атмосфере. Возможность анонимно оценивать преподавателей практически делает нереальной открытую дискуссию между учащимися и учениками, не воспитывая в последних умения смело высказывать критические замечания и путем диалога решать конфликтные ситуации. Германский образовательный союз высказался еще резче. Сайт spickmich.de, по его убеждению, это еще один способ свести счеты с излишне суровыми педагогами.

Немецкие школьники уравнялись в правах с учителями ставить «двойки». Фото: AP

Кстати, в том, что ученики (в том числе бывшие) способны к мести, в Германии уже мало кто сомневается. Несколько лет назад на севере страны мигрант из России зарезал чрезмерно строгую, по его мнению, учительницу немецкого. Похожий случай рассматривается сейчас в городке Франкенталь: 23-летний выпускник средне-технического учебного заведения нанес смертельные ножевые ранения учителю математики, который, по его мнению, сознательно не обращал внимание на то, что над ним несколько лет подряд издевались одноклассники.

Создатели анонимной интернет-аттестации убеждены, что такие случаи были бы невозможны, если бы учитель знал, что о нем думают ученики. «Прозрачность улучшает школьную систему, так что оценки качества работы учителей просто необходимы», — считает Мануэль Вайсбольд, руководитель портала spickmich.de. Он отмечает, что работу более половины учителей пользователи spickmich оценили на «хорошо» и «отлично»; это почти идентично результатам опросов среди немецких школьников.

«Учителя должны дрожать и впредь», — на свой лад резюмировал журнал Focus. Поводов для беспокойства и впрямь стало больше. Министерство образования земли Северный Рейн — Вестфалия, например, недавно объявило, что плохие оценки, выставленные учителям, могут стать для чиновников поводом для выяснения причин. Это, как подчеркнула глава ведомства, означает и дополнительный стресс для учеников, качество знаний которых будут проверять на специальных контрольных — так что инициативу регионального Минобра можно объяснить не только заботой о качестве образования, но и желанием поумерить пыл анонимных оценщиков.

Для владельцев портала судебное решение – это еще и знак того, как немецкая Фемида обращается с новыми медиа. «Прекрасный день не только для нас, но и для немецкой школы, и для свободы мнений», — заявил владелец сайта Мануэль Вайсбольд. Показательным он считает пример баварского учителя физики, который получил от учеников оценку 4,8 («неуд»), а затем, вызвав школьников на разговор, перестроил логику уроков. Год спустя средний балл физика был уже 2,2 («хорошо»).

Дебаты в суде можно рассматривать и как разговор о новом качестве взаимоотношений между теми, кто дает знания, и теми, кто их получает. Защищая интересы владельцев спорного сайта, адвокат заявил о необходимости «равенства вооружения» — все должны иметь возможность оценивать всех. Таким образом, поставлен под сомнение уже сам иерархичный принцип школы. Дав понять: «я — начальник, ты — дурак», — учитель теперь может рассчитывать на самые неожиданные последствия.

Логичный вопрос: «А судьи кто?» Критики отмечают, что учеников в Германии около девяти миллионов, а на сайте зарегистрировано 1,6 миллиона, причем регулярно в работе сайта участвует менее половины из них, остальные – это «мертвые души».

Отношение к анонимным оценкам неоднородно и со стороны учителей. Например, молодые педагоги волнуются по этому поводу меньше. Куда больше их беспокоят школьные социальные сети, обустроенные по принципу Facebook. Например, пользователи популярных в Германии порталов StudiVZ и SchuelerVZ, могут открыто сплетничать с «френдами» буквально обо всех. Не исключая и учителей.

Этот случай вынудил немцев вновь заговорить о недостатках законов, защищающих личную информацию. Последние изменения в них датируются 1990-ми, когда Интернет был явлением еще относительно новым. «Жертвы клеветы не могут защититься от оскорбительных комментариев», — заявил Тило Вайхерт, руководитель независимого центра по информационной защите. Иного мнения Александр Дикс, советник берлинского правительства. «Контролировать защиту информации трудно, но не невозможно», — сказал чиновник. Он убежден, что в случае со spickmich было бы разумно автоматически оповещать тех, кто стал объектом оценки, — так они могут самостоятельно решать, нарушены ли их права и, если нужно, жаловаться.

У этой истории возникло и неожиданное продолжение. В немецком интернет-сегменте минувшей весной создан портал Schulradar: на сей раз, право голоса дано родителям учеников; они обсуждают недостатки в работе педагогов и выставляют им оценки. На днях стало известно, что образовательное ведомство в Гамбурге обратилось в суд с жалобой на клевету. Впрочем, все та же гамбургская прокуратура сообщает, что в злоупотреблениях на рабочем месте подозреваются четыре педагога. По некоторым данным, информацию следователи почерпнули из Интернета.

«Интернет — это гигантская машина, где школьники могут моментально выбросить самые разные эмоции. Мы, учителя, должны учиться с этим жить», — приводит мнение немецкого педагога газета Die Zeit. По ее данным, 40% немцев убеждены, что учителя неспособны обсуждать недостатки в своей работе; 63% считают, что квалификация педагогов в Германии оставляет желать лучшего.