Facebook вывели на широкий экран
На экраны вышел фильм Дэвида Финчера The Social Network о становлении популярного проекта Facebook и взаимоотношениях его создателей. Является ли эта история соперничества, бескомпромиссной борьбы, конфликтов и больших денег моделью для стартапов?
Читать на полной версииНа экраны вышел новый фильм Дэвида Финчера The Social Network («Социальная сеть») о становлении популярного проекта Facebook и взаимоотношениях его создателей. История, по мнению многих, получилась, по меньшей мере, предвзятая. Но даже если принять, что Голливуд допускает подчас вольные интерпретации и фильм сделан по мотивам реальных фактов, насколько жизненна подобная модель событий и взаимоотношений при становлении стартапа? Насколько типичен образ коварного предпринимателя-гения, нарисованный авторами, и всегда ли только таков путь к успеху, как это читается в картине? В реальности все не так однозначно, как в голливудской повести, считает обозреватель The Financial Times Джон Гэппер.
В фильме «Социальная сеть», снятом по сценарию Аарона Соркина (Aaron Sorkin), рассказывается о развитии ныне крупнейшей в мире социальной сети Facebook, о том, как ее глава Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) за семь лет превратил небольшую университетскую сеть в проект мировых масштабов, оцениваемый в 30 млрд долларов. Сам Марк Цукерберг представлен как неуверенный в себе и не умеющий общаться предприниматель-гений, вероломный и заносчивый эгоист. Стоит отметить, что многие знакомые с Facebook обозреватели критикуют картину за массовые искажения в отображении характеров персонажей и их мотиваций.
В фильме показан конфликт Цукерберга с его сокурсниками — братьями Уинклвосс, утверждающими, что идея Facebook была у них украдена. «Если бы авторами идеи Facebook были вы, то его создали бы вы», — отвечает главный герой. (В реальности при урегулировании конфликта Уинклвоссы получили компенсацию в размере 65 млн долларов). Еще один поворот сюжета — история о том, как Цукерберг вытеснил из бизнеса своего партнера Эдуардо Саверина (Eduardo Saverin), размыв до ничтожных размеров его 30-процентную долю участия в результате привлечения венчурного капитала. Саверин обратился в суд и в итоге в порядке урегулирования иска получил 5-процентный пакет Facebook, что не так уж мало.
В фильме Цукерберг преклоняется перед воинственной тактикой венчурных инвесторов Силиконовой долины, его подстегивает Шон Паркер (Sean Parker), основатель файлообменной сети Napster. Паркер в голивудском сюжете представлен этаким «мефистофелем», что тоже очень нелепо, говорит Карел Балоун (Karel Baloun), бывший разработчик Facebook и автор книги Inside Facebook.
Да, многие предприниматели могут быть жесткими и бескомпромиссными в преследовании своих целей, но то же можно сказать и об управленцах, отчаянно стремящихся к карьерному росту, — аморальность не является необходимой чертой для создателей бизнеса, говорит Гэппер.
«Они должны быть напористыми, убедительными, самоуверенными, харизматичными, но большинство из них не безжалостны и не коварны, — говорит Вивек Вадва (Vivek Wadwha), профессор Дюкского университета. — (Предпринимателей) от всех остальных отличает целеустремленность и решимость».
Причины и предпосылки, показанные в фильме, тоже не вполне жизненны, считают обозреватели. Голливудский сюжет начинается с того, что Цукерберга бросает девушка, оскорбляя его и высказывая массу упреков. И он запускает собственный проект, отчаянно пытаясь что-то доказать и добиться женского внимания и общественного признания. Это тоже искажение, ложная мотивация, прокомментировал BBC Дэвид Киркпатрик (David Kirkpatrick), автор книги The Facebook Effect: The Inside Story of the Company That Is Connecting the World.
Есть в фильме и намек на то, что с пути истинного Цукерберга сбили деньги, пишет Гэппер. «Миллион долларов — это не прикольно. Знаешь, что прикольно? Миллиард», — говорит ему по сюжету Паркер.
Но такая модель поведения тоже уводит в сторону от реальности. «Основная мотивация для большинства предпринимателей — создать что-то, решить какую-то задачу. Они хотят преодолеть какую-то преграду в своей жизни, сделать что-то интересное, выделиться», — говорит Эдвард Робертс, возглавляющий центр предпринимательства в Массачусетском технологическом институте.
Никто не говорит, что предприниматели — очень приятные и легкие в общении люди, с которыми так просто поладить. Они нетерпеливы и целеустремленны, у них есть свое четкое видение того, как должна строиться компания. Соучредители бизнеса часто разрывают отношения на ранних этапах проекта, если, например, кто-то из них считает, что партнер недостаточно усердно работает или «неправильно» представляет себе бизнес.
В фильме Цукерберг резко осаживает адвоката братьев Уинклвоссов в ответ на просьбу сконцентрировать все внимание на своих показаниях: «Мои мысли там, в офисе Facebook, где я и мои сотрудники делаем то, что никто в этом зале, в том числе и в особенности ваши клиенты, по своим интеллектуальным и творческим способностям сделать не в состоянии».
И это ключевая мысль на фоне драматичной истории о соперничестве и предательстве, пишет Гэппер. Facebook стоит 30 млрд долларов не потому, что Цукерберг «украл» идею социальной сети у Уинклвоссов (в конце концов Friendster на тот момент уже существовал) и не потому, что он вытеснил из бизнеса соучредителя. Если это было бы так, сегодня он бы владел 100% от нуля.
Нет, он блестяще воплотил идею, он по ходу корректировал стратегию, привлек инвесторов через Паркера, сформировал вокруг себя команду и в конечном итоге возглавил большой глобальный проект.
Предприниматели создают большие компании не потому, что являются бескомпромиссными гениями-одиночками, а потому, что обладают личным и организаторским талантом, чтобы использовать знания и навыки других. Умение предпринимателя работать в команде — ключевой фактор успеха. Исследования показывают, что стартап с участием двух соучредителей чаще выходит на уровень доходов в 100 млн долларов, чем одиночный проект, говорит профессор Роберт. Шансы возрастают, если речь идет о компании с тремя учредителями и тем более — с четырьмя.