СКП хочет прикоснуться к чуду в тайге
Сразу два популярных запроса Google в среду касаются посадки Ту-154 на заброшенном аэродроме. Проверку обстоятельств инцидента, который пилоты из-за отсутствия пострадавших называют чудом, начало следствие
Читать на полной версииBFM.ru продолжает совместный проект с Google. Крупнейшая поисковая система предоставляет список наиболее часто встречавшихся за день запросов, а BFM.ru освещает одну из тем. Сразу два популярных запроса среды касаются вынужденной посадки Ту-154 на болоте в тайге в Коми. Проверку обстоятельств инцидента, который из-за отсутствия пострадавших пилоты и эксперты называют чудом, начали следственные органы. Очевидцы того, как ювелирно члены экипажа сажали самолет на заброшенном аэродроме, предлагают наградить летчиков.
По данным СКП, в самолете ТУ-154, который направлялся во вторник из якутского аэропорта «Полярный» в Москву, через 3,5 часа после вылета на высоте более 10 тысяч метров отказала система электропитания. На борту лайнера авиакомпании АЛРОСА находились 9 членов экипажа и 72 пассажира, в том числе женщина на 36-ой неделе беременности. С третьей попытки пилотам удалось посадить самолет с выключившейся радиосвязью и без диспетчерского сопровождения в недействующем аэропорту села Ижма в Коми. Садиться экипажу пришлось на повышенной скорости: из-за отказа электропривода не удавалось выпустить закрылки и предкрылки. «Отказ навигации — крайне редкая проблема, за последние лет 20 такие отказы были на нашей технике на Ил-76 в Азербайджане и на Ан-140», — напомнил в беседе с BFM.ru Борис Бычков, директор компании Эйрклэймс Си-Ай-Эс .
Длина посадочной полосы в заброшенном аэропорту Ижмы составляет всего 1,3 тысячи метров, она предназначалась для самолетов типа Ан-24. После посадки Ту-154 выкатился за пределы ВПП на 200 метров. Пострадавших нет. Вертолетами членов экипажа и пассажиров доставили в Ухту, а оттуда — в Москву. Одна семейная пара, не отойдя от стресса, отказалась лететь и предпочла добираться до столицы поездом, сообщает РИА «Новости».
«В таких обстоятельствах, в которых мы оказались, просто чудо, что смогли сесть, а пассажиры остались целыми и невредимыми. Когда командир принимал решение садиться, было облачно и, по сути, мы снижали скорость вслепую. Когда стало видно землю, поняли, что под нами болота. Стали кружить, обнаружив взлетно-посадочную полосу закрытого аэродрома Ижмы. Она используется как вертолетная площадка, поэтому посадка была не из мягких», — сообщил агентству один из членов экипажа Ту-154.
«Зрелище было не для слабонервных, — рассказал в интервью «Коммерсанту» наблюдавший за посадкой глава администрации Ижемского района республики Коми Петр Дитятев. — В аэропорту нашего поселка Ижма маленькие самолеты вроде Як-40 и Ан-24 последний раз садились лет 10 назад. Взлетка давно заросла бурьяном, и даже посадка вертолета стала для нас событием». «Я бы дал командиру Героя за то, что он сделал», — сказал глава районной администрации.
Судя по тому, что летчики выкатились всего на 200 метров с полосы длиной 1,5 км, посадка была ювелирной. «Это очень хорошая и качественная работа экипажа», — отмечает в беседе с BFM.ru Борис Бычков. Директор компании Эйрклэймс Си-Ай-Эс обратил внимание и на технические особенности Ту-154. Из-за шестиколесной тележки шасси у этих самолетов очень небольшая удельная нагрузка на поверхность , поэтому они могут садиться на те легкие полосы, где другим лайнерам не приземлиться.
Связанных с отказом техники катастроф с гибелью людей на Ту-154 за более 30-летнюю историю этого самолета было очень немного, напомнил Бычков. Те, что происходили, в том числе и крушение польского президентского самолета в Смоленской области, были связаны с действиями людей в воздухе и на земле. «Самолеты изготовлены по советским жестким военным нормам. Ту-154 задумывались как стратегический резерв транспортной авиации», — напоминает директор Эйрклэймс Си-Ай-Эс.
Авиакомпании постепенно выводят Ту-154 из эксплуатации, так как они становятся все более невыгодными из-за большого расхода топлива, более затратного технического обслуживания и экипажа из 5 человек, а летчики сейчас получают хорошие зарплаты, отметил в беседе с BFM.ru главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. «Безопасность, безусловно, является главным приоритетом, но все понимают, что одно дело — тратить большие средства на самолет, который будет эксплуатироваться еще 30 лет, и совсем другое — вкладываться в лайнер, который будет эксплуатироваться всего 5 лет», — добавил Синицкий.