Президент СПбГУ: ЕГЭ уравнял всех детей России
Что изменилось в Санкт-Петербургском госуниверситете после обретения особого статуса, каковы сильные и слабые стороны ЕГЭ, в интервью BFM.ru рассказала бывший ректор СПбГУ, а ныне его президент Людмила Вербицкая
Читать на полной версииВ четверг, 2 сентября, вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин дал согласие стать деканом факультета искусств и гуманитарных наук в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ). Являясь почетным профессором экономического факультета СПбГУ, который он окончил в 1983 году, Кудрин был единственным кандидатом, выдвинутым ученым советом на пост декана только что образованного факультета.
В СПбГУ декан является и председателем ученого совета факультета, решениями которого определяются стратегические вопросы развития образовательных и научных программ.
Напомним, осенью прошлого года был принят закон, согласно которому Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты получили особый статус, позволяющий этим вузам, в числе прочего, самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и избирать деканов факультетов и заведующих кафедрами в порядке, предусмотренном уставами университетов.
Что изменилось в Санкт-Петербургском госуниверситете после обретения особого статуса, каковы сильные и слабые стороны ЕГЭ и чем удивляет преподавателей нынешняя молодежь, в интервью BFM.ru рассказала бывший ректор СПбГУ, а ныне его президент Людмила Вербицкая.
— Как получение особого статуса МГУ и СПбГУ изменило жизнь вашего вуза?
— Сам факт того, что появился закон об особом статусе университета, который дает огромную свободу деятельности нашему и московскому университетам, — это результат работы нашего ректора Николая Михайловича Кропачева. А что такое подготовка такого закона, наверное, может знать только человек, который закон готовит. Закон дает огромные возможности университету: финансирование отдельной строкой в бюджете России, работу по своим учебным планам, выдачу дипломов собственного образца. Мы подготовили по поручению правительства России программу развития университета на период с 2010 по 2012 год, которая будет утверждаться на заседании правительства.
— Особый статус предполагает и поддерживание высоких стандартов.
— Я слово «стандарт» не люблю, и мы всегда работали выше стандарта. Но теперь мы получили право работать по своим стандартам, которые утверждает наш ученый совет. Мы ведь постоянно открываем новые факультеты. Пока я была ректором, мы открыли три факультета: факультет менеджмента, факультет международных отношений и медицинский факультет. Николай Михайлович открыл факультет политологии, появление которого уже давно было необходимо. Еще Анатолий Александрович Собчак просил подумать над вопросом создания такого отдельного факультета. Кроме того, создан факультет стоматологии и медицинской техники и факультет искусств.
— Реформа образовательная предусматривает ли реформу административную, финансовую?
— Я давно мечтала о создании консолидированного бюджета университета. Мою мечту реализовал нынешний ректор. И очень важно, что он сумел на должный уровень поднять статус почетного профессора Петербургского университета. Почетные профессора получают элитное медицинское обслуживание, они входят в комиссии и решают вопросы жизни университета.
— А административный аппарат?
— Аппарат ректората сократился. На каждом факультете были свои кадровые службы, свои планово-финансовые. Теперь у нас один проректор по направлению и единое руководство. С переведением его в ректорат, по филфаку, например, могу сказать, поскольку я декан филфака, что мы сократили аппарат на 12%.
— Особый статус СПбГУ предполагает и особый подход к приему абитуриентов, сдающих единый госэкзамен. Как бы вы оценили опыт ЕГЭ?
— Закон об особом статусе наших двух университетов (СПбГУ и МГУ, — BFM.ru) дает нам возможность, если ученые советы принимают такое решение, проводить дополнительные экзамены. У нас на ряд факультетов принимали только по ЕГЭ, а некоторые факультеты устраивали и дополнительные экзамены. Среди тех, кто в свое время поддержал практику введения ЕГЭ, была я. Было очень немного сторонников этой идеи. Я это поддержала потому, что это действительно обеспечивает равный доступ к образованию в ведущих вузах для любого ребенка из любого региона России. Если в прошлом году у нас на первый курс по результатам ЕГЭ были приняты представители 79 субъектов Федерации из 83, в этом году — представители из 81 региона.
— В то же время есть опасения, что знания этих ребят не соответствуют требованиям? Например, в МГУ проводили дополнительные контрольные для первокурсников.
— Виктор Антонович Садовничий ссылался, по-моему, на результаты таких некоторых выборочных экзаменов в прошлом году. В этом году они еще, естественно, не успели этого сделать. У нас были другие результаты. Деканы целого ряда факультетов говорили о том, что ребята справились с контрольными работами, которые проводились уже после зачисления. Хотя вы хорошо знаете, что и с золотыми медалями далеко не все поступают. Дети, которые заканчивают школу в Москве и в Петербурге, имеют массу дополнительных возможностей готовиться в вузы: и малые факультеты, и подготовительные курсы, и репетиторы. Этого всего лишены дети других регионов. А теперь они получили такую возможность: стать студентами ведущих вузов России.
— А как вы расцениваете качество самого единого госэкзамена?
— Я могу сказать профессионально как филолог-лингвист о тестах по русскому языку и литературе. Когда появились первые тесты 5–6 лет назад, они, конечно, нуждались в серьезной переработке, потому что были вопросы типа «Какой породы собака была у Герасима в «Му-Му» Тургенева». Но сейчас, мне кажется, очень корректно составлены эти тесты. Плохо другое — сочинение ушло из школ: выпускное сочинение не стало обязательным. Да, готовят под ЕГЭ. Вот это плохо. И я не раз выступала в министерстве, говорила, что обязательно нужно сохранить школьное сочинение. К сожалению, мы пока этого добиться не можем. Это уже, наверное, недостатки работы ряда школ, потому что не все такие, к сожалению, действительно все это превратилось в натаскивание под ЕГЭ.
— Есть ли у вас статистика, какой процент выпускников вашего вуза устраивается на работу по специальности?
— У меня сейчас за последние два года такой точной статистики нет, но вы знаете, мне кажется, что это не совсем правильная постановка вопроса. Петербургский университет, старейший вуз России, созданный Петром, всегда славился тем, что всегда в образовательном и научном процессе соблюдались два принципа. Первый — это связь образования и науки. Второе, что дается серьезная фундаментальная подготовка. И третье — студентов учат размышлять, анализировать, сравнивать, взвешивать, не принимать ничего на веру. Вот посмотрите, Алексей Леонидович Кудрин экономический факультет закончил, он министр финансов. А Игорь Артемьев (руководитель Федеральной антимонопольной службы, — BFM.ru) закончил биофак, а командовал финансами нашего города в течение нескольких лет очень профессионально. Мы хорошо знаем, что Рейнгольд Морицевич Глиэр, великий композитор, написавший гимн великому городу, был выпускником юридического факультета. Понимаете, мне кажется, вот это очень важно.
— Ваше личное ощущение: каков портрет нынешнего абитуриента и абитуриента 20-летний давности?
— Вы знаете, вот студенты с каждым годом становятся лучше и лучше. Вот они дети новой России, они удивительные. Может быть, это специфика нашего университета. Конечно, были яркие ребята и раньше, но какая-то была зажатость того времени, боязнь чего-то сказать. Вы же знаете, какая тяжелая судьба была у нашего университета. Коридор в главном здании называли «арестометром» в связи с тем, что по нему в сталинское время уводили арестованных студентов и преподавателей. И слово «генетика» произнести нельзя было. Мы генетику развивали все годы, и сотрудники кафедры генетики были просто герои, которые сохранили науку, несмотря на этот ужас и страх. Сейчас совсем другие ребята. И они, конечно, хорошо понимают, что от них самых сегодня зависит их будущее. Вы знаете, никакие звонки, никакие папы-мамы не помогут. Они понимают, что будут оцениваться их собственный потенциал, их интеллект, их знания. Хотя попадаются иногда и другие. Но мне очень нравятся они сегодня — абитуриенты и студенты.