Всплеск инфляции в августе беспрецедентен
Уникальность феномена обусловлена тем, что нынешний всплеск инфляции связан не с монетарными факторами, как в 1998 году, а с производственными — потерей четверти урожая из-за пожаров и засухи
Читать на полной версииПо данным Росстата, потребительские цены две недели подряд прибавляют по 0,2%. Виной тому — засуха и гибель урожая. Аналитики начинают пересматривать прогнозы инфляции на этот год, опасаясь ее скачка в 2011 году.
Во вторую неделю августа рост цен даже несколько ускорился по сравнению с началом месяца. «При сохранении этих темпов до конца месяца инфляция по итогам августа составит 0,7 %; годовой показатель подскочит до 6,2 % по сравнению с 5,5 % в июле», — говорит начальник аналитического управления Банка Москвы Кирилл Тремасов.
Столь высоких показателей инфляции в августе не наблюдалось с 2000 года – тогда по итогам месяца рост цен составил 1 %, а по итогам года – 20,1 %. При этом лишь в 1998 году, после дефолта государственного долга России, августовская инфляция была выше июльской — именно на август пришлось начало резкой девальвации рубля. «Так что наблюдаемый всплеск инфляции можно смело назвать беспрецедентным», — отмечает Кирилл Тремасов. Уникальность наблюдаемого феномена обусловлена еще и тем, что всплеск инфляции связан не с монетарными факторами (как в 1998 году), а с производственными — потеря четверти урожая из-за пожаров и засухи. Причем рост цен происходит не на фоне дефицита сельскохозяйственной продукции, а на фоне ожиданий этого дефицита (то есть изменяются инфляционные ожидания). В таких условиях сделать более-менее достоверный прогноз роста цен становится практически невозможным, отмечает аналитический центр Банка Москвы.
На рост инфляции в этом году влияет не только погодные факторы и ожидание дефицита зерновых и круп, полагает начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов. В беседе с BFM.ru он заметил, что в 2008 и 2009 году в стране отмечалось резкое падение спроса на все группы товаров и услуг — из-за кризиса и естественного желания населения не тратить, а сберегать.
По оценкам Банка Москвы, влияние монетарных факторов на инфляцию сейчас нейтрально, и эти факторы в полной мере проявятся лишь в 2011 году, что приведет к неизбежному ускорению инфляционных процессов. «Оценить влияние немонетарных факторов крайне сложно. Однако, исходя из наблюдаемых в августе тенденций и предполагая, что они сохранятся в ближайшее время, можно предположить, что инфляция по итогам года превысит наш прогноз, базировавшийся исключительно на анализе монетарных факторов) на 1,5-2 %. Мы повышаем наш прогноз инфляции на 2010 год с 5,5 до 7,5 %. Прогноз инфляции на 2011 год остается без изменений на уровне 8,5 %», — отмечает Кирилл Тремасов.
«Наш прогноз инфляции до конца 2010 года — 8 %, мы думали его понизить в июне 2010 года, но решили не пересматривать, и были правы», — говорит Денис Барабанов из ИК «Грандис Капитал». По его словам, вероятность того, что инфляция составит 8% и даже выше, оценивается в 20 %.
Всплеск инфляции может иметь важные последствия для монетарной политики ЦБ. Одним из базовых трендов мировой экономики последних месяцев является устойчивое снижение общего уровня процентных ставок, что связано с замедлением, а местами и с полной остановкой экономического роста, подчеркивает Кирилл Тремасов. В этих условиях было бы логичным ожидать очередного снижения основных ставок Банка России в сентябре-октябре. «Однако на фоне ускорения инфляции российским денежных властям будет непросто пойти на принятие подобных решений, хотя, на наш взгляд, это следовало бы сделать с целью ограничения притока спекулятивного капитала и для придания дополнительного импульса начинающей пробуксовывать экономике», — полагает Кирилл Тремасов. И уж совсем неприемлемым, на взгляд аналитиков Банка Москвы, является в нынешней ситуации повышение ставок — бороться с немонетарной инфляцией монетарными методами вряд ли получится.
Со своей стороны, Денис Барабанов, не исключая возможности снижения ставки, предвидит прямо противоположное развитие событий. «ЦБ РФ всегда изменяет ставку рефинансирования с запозданием по отношению к ставкам центробанков развитых экономик мира. Учитывая, что рынки ждут повышения ставок не раньше середины 2011 года, можно предположить, что ЦБ России, в случае острой необходимости вмешаться в инфляционные процессы, поднимет ставку не ранее весны следующего года», — считает Денис Барабанов.
В любом случае, укрепления рубля в качестве реакции на рост цен можно ожидать не раньше начала следующего года, полагает Денис Барабанов. До этого момент Центробанк будет пользоваться своей возможностью откупать с рынка приходящую в страну валюту, увеличивая золото-валютные резервы.