Гагаринский суд Москвы вынес приговор по делу о похищении сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского, который 2 месяца провел в заложниках. Уроженцы Грозного Магомед Горчханов и Зарема Датаева приговорены к 14 и 6 годам лишения свободы соответственно.

Перед началом заседания 37-летний Горчханов и 34-летняя Датаева заметно нервничали. «Хватит утраивать спектакль», — бросила женщина, когда репортеры принялись щелкать затворами фотоаппаратов. Горчханов прикрыл лицо папкой с бумагами и простоял так все 2 часа, пока судья Любовь Звягина зачитывала приговор.

Из него следовало, что преступление подсудимые совершили в составе организованной группы. В нее, включая Горчханова и Датаеву, входили 6 человек. Организатором преступления являлся бывший московский участковый Андрей Карпов, а наиболее активным участником — гражданский муж Датаевой, ранее судимый Виталий Чернобровкин. Оба приняли ислам, и по сведениям сыщиков, являлись сторонниками ваххабизма. В 2009 году их уничтожили в ходе спецоперации в Ингушетии.

Михаила Ставского-младшего пытались выкрасть дважды. В первый раз — 24 февраля 2009 года возле здания Российского государственного университета нефти и газа на Ленинском проспекте, где учился молодой человек. Тогда Ставского спасло то, что один из нападавших поскользнулся. Юноша убежал.

13 апреля 2009 года бандиты повторили попытку. Четверо злоумышленников дождались, когда Ставский, которому на тот момент было 17 лет, вышел из института, затолкали его в BMW и скрылись. По дороге они выбросили дорогой телефон заложникаVirtu, который мог вывести на след похищенного (позже аппарат нашел случайный прохожий). При выезде на Ленинский проспект машина преступников столкнулась с автомобилем Nissan. Однако бандиты не стали останавливаться и скрылись с места аварии.

По данным следствия, первые 2 недели сына топ-менеджера Роснефти держали в арендованном доме в подмосковном Алабино. Затем, приказав забраться в багажник машины и надев на голову шапку-маску, перевезли в находящуюся в том же Наро-Фоминском районе Апрелевку.

Похитители дали заложнику деньги на дорогу домой

Согласно озвученным в суде показаниям заложника, в первом случае его держали прикованным цепью к батарее в помещении под гаражом. Во втором — в полуподвальной комнате, предназначенной под баню. Кормили 2 раза в день домашней едой, которую готовила какая-то женщина. А один из надзирателей то и дело интересовался — знаком ли отец Ставского с Березовским и Абрамовичем.

В плену юноша провел чуть более двух месяцев. Михаила Ставского отпустили в ночь на 18 июня. Преступники посадили его в машину и высадили в районе поселка Софьино, дав на дорогу до дома тысячу рублей.

В суде Ставский-младший не появился ни разу. Опасаясь за жизнь сына, отец отправил его учиться в Лондон, а медики прислали справку, в которой не рекомендовали Ставскому появляться на заседании во избежание нервного срыва.

Как установили следователи, юношу приказал отпустить Виталий Чернобровкин, когда узнал, что милиция пришла арестовывать его гражданскую жену Зарему Датаеву. Ее взяли в ночь на 18 июня в съемной квартире на Ленинском проспекте, где она проживала вместе с Чернобровкиным и Горчхановым. Последнего арестовали спустя 7 месяцев в Ингушетии и этапировали в Москву.

В суде Горчханов полностью признал вину и просил прощения у родителей похищенного. Подсудимый сказал, что только сейчас понял, какие чувства испытали родители Михаила Ставского: у Горчханова в начале этого месяца родился сын. На деньги, которые причитались ему за участие в похищении, Горчханов рассчитывал купить квартиру в Москве и машину. При этом подсудимый заявил, что никакого отношения радикальному течению с исламе не имеет и даже не знает, что это такое.

В свою очередь, Зарама Датаева утверждала, что ничего о похищении не знала, еду заложнику не готовила и на дачу к нему не приезжала. Однако судья Любовь Звягина не поверила подсудимой, отметив, что заложник слышал разговоры похитителей с женщиной по имени Зарема.

Ставский-старший доволен приговором

И хотя Ставского не били и не пытали, суд пришел к выводу, что угроза его жизни была реальной. Во время похищения молодому человеку пригрозили, что он «не должен рыпаться». Когда один из похитителей обнаружил на стене помещения, где держали заложника, какие-то цифры, то передернул затвор пистолета и наставил оружие на Ставского, пытаясь выяснить, не он ли оставляет знаки.

Раскаяние Горхчанова и наличие у Датаевой престарелой матери судья сочла смягчающим обстоятельством. Она лишь частично удовлетворила иск потерпевшего о выплате ему компенсации морального вреда. Вместо заявленных 10 млн рублей Любовь Звягина обязала осужденных выплатить юноше 1 млн, учитывая материальное положение семьи потерпевшего. Датаева будет отбывать срок в колонии общего режима, а Горчханов — в колонии строго режима.

Услышав назначенное подсудимым наказание, присутствовавший на приговоре вице-президент «Роснефти» стремительно покинул зал в сопровождении телохранителя. На ходу он успел сказать корреспонденту BFM.ru, что удовлетворен назначенными сроками.

Приехавшая поддержать Датаеву из Чечни мать расплакалась. «Все нормально», — попыталась утешить ее осужденная.

Адвокаты подсудимых были расстроены исходом дела. Защищавший Магомеда Горчханова Михаил Карапетян сказал, что приговор «чрезвычайно несправедлив», а наказание чрезмерно сурово. По мнению защитника, при назначении срока скорее сыграл авторитет вице-президента «Роснефти». «При таких показаниях и раскаянии Горчханов заслуживал минимального срока в 6 лет», — сказал защитник. Он заявил, что обжалует приговор и в части компенсации морального вреда, поскольку Горчханову просто нечем его выплачивать.

Анна Бюрчиева, представляющая интересы Заремы Датаевой, тоже пообещала обжаловать приговор в Мосгорсуде. Она считает, что вина ее подзащитной «материалами дела подтверждена не была», а суд незаконно отверг показания Горчханова о неосведомленности Датаевой о похищении. «Поэтому точку в этом деле ставить рано», — сказала адвокат.