Новороссийский порт обычно в эти дни полон жизни: самый сезон отгрузки экспортной пшеницы. Однако в минувшее воскресенье зерновой терминал с его гигантскими элеваторными башнями замер: вступил в силу запрет на экспорт российского зерна, пишет корреспондент газеты The Wall Street Journal.

Последний железнодорожный вагон здесь разгрузили в субботу вечером, как раз вовремя, чтобы до полуночи отправить по морю последнюю партию пшеницы. На следующий день почти никого из занятых на погрузке зерна двухсот рабочих в порту не было видно.

Новороссийск – четвертый по грузообороту зерновой терминал Европы. Зерно из него поступало в Египет, Турцию, Пакистан, Азербайджан и многие другие страны, которые за последние годы стали крупными импортерами российского зерна. Теперь им приходится искать других поставщиков, что осложнено последствиями для мирового рынка прекращения российского экспорта.

В прошлом году Россия стала третьим по величине экспортером пшеницы в мире. По данным Международного зернового совета, за рубеж было поставлено 18,3 млн тонн. Приостановка экспорта стала шоком для рынка, полагает американская газета. Мировые цены на пшеницу взлетели, поставив под угрозу всю цепочку международной торговли продовольствием.

Проблема для импортеров зерна, рассчитывавших на российскую пшеницу, заключается в том, что других экспортеров в регионе, прежде всего, Казахстан и Украину, не считают надежной заменой, пишет The Wall Street Journal. Казахстан в прошлом году экспортировал 5,8 миллиона тонн пшеницы. Однако, по прогнозу консалтинговой организации УкрАгроКонсалт, Казахстан, входящий в таможенный союз с Россией, может также прекратить экспорт и переориентировать свою высококачественную пшеницу на российский рынок. Правда, правительство Казахстана утверждает, что ничего подобного не планирует.

Другим дешевым источником зерна могла бы стать Украина, занимающая пятое место в мире по объему экспорта пшеницы (12,9 млн тонн в 2009 году). Однако на прошлой неделе украинское правительство объявило о намерении квотировать экспорт в виду крайне неблагоприятных погодных условий, от которых пострадал урожай зерновых.

В результате Египет, который за последние пять лет попал в зависимость от дешевой российской пшеницы, заявил, что желает приобрести зерно за пределами региона, невзирая на более высокие цены. В минувшую среду министр сельского хозяйства США Том Вилсак (Tom Vilsack) заявил, что к его ведомству обратились представители Египта, которые зондировали почву на предмет доступности американского экспортного зерна. США занимают первое место в мире на этом рынке, в прошлом году объем американского экспорта пшеницы составил 26,8 млн тонн.

А вот данные, которые приводит WSJ, относительно зависимости от российского зерна некоторых из главных импортеров. В сезоне 2008-2009 Египет, в частности, закупил в России 4,6 млн тонн пшеницы, что составило 46,9% от общего импорта этого сырья. Импорт Турции из России — 2,1 млн тонн, или 58,3% от всего импорта пшеницы. Такой же точно процент приходился на российский зерновой импорт в Сирии. Наиболее зависимым от пшеницы из России выглядит Азербайджан: 81,3%. А наиболее тяжелый удар запрет на экспорт российской пшеницы нанес Пакистану: почти половина его импорта пшеницы (47,7%), или 1,4 млн тонн приходилось на нашу страну. В понедельник телекомпания BBC показала кадры затопленных наводнением складов с пшеницей, зерно гниет в теплой воде, залившей значительную часть пакистанской территории.

Кто выиграет от изменения конъюнктуры на зерновом рынке после российского запрета? Прежде всего, Австралия: объем лицензий на экспорт мягких сортов пшеницы в Европу вырос на 35% всего через несколько дней после решения Москвы.

Газета The Financial Times полагает, что запрет на экспорт зерна «поставил под сомнение надежность России как глобальной зерновой державы». Внутри страны запрет пока также не достиг своей цели — заморозить рост розничных цен, поскольку цены на основные продукты питания взлетели. В частности, цены на муку и крупы в России выросли в июле на 9%, удвоив ожидаемый уровень инфляции в этом месяце. Это, в свою очередь, — плохая новость для правительства, рассчитывавшего с помощью снижения инфляции повысить свою популярность, отмечает британская газета.

Одним из ключевых вопросов в этой ситуации является длительность действия российского запрета на экспорт. Засуха усиливает опасения, что в следующем году в стране также будет неурожай. Общемировое производство зерна в сезоне 2010-11, как ожидают, снизится на 3% и составит 656 млн тонн из-за проблем в регионе Причерноморья, прогнозирует немецкие аналитики их компании F.O.Licht. Непродолжительное окно возможностей для посадки озимых приближается, однако перспективы дождей туманны. По сравнению с озимыми, урожаи яровых существенно ниже, замечает американское издание.

Тем временем в Новороссийске глава зернового терминала Михаил Петренко заявил WSJ, что в ближайшие несколько месяцев его предприятие будет заниматься профилактическими работами. Беседа с корреспондентом газеты происходила в момент отправления одного из последних грузов — 30 тысяч тонн пшеницы в Египет. Что касается личных планов г-на Петренко, то он намерен отправиться с семьей на десятиметровой яхте в плавание по Черному морю. Лодку он купил в прошлом году. Жара, говорит руководитель, уничтожила значительную часть российского урожая зерна, но для морского путешествия — лучше не бывает. «Вода — 30 градусов, —замечает г-н Петренко. — Никогда раньше вода не была такой теплой».