Есть такая профессия: суд рисовать
Сколько может стоить быстрый набросок с портретом «гламурной российской шпионки» Анны Чэпмен? В американских залах суда, куда не допускаются теле- и фотокамеры, художники, работающие для новостных агентств, за несколько часов могут заработать сотни долларов
Читать на полной версииСколько может стоить быстрый набросок с портретом «гламурной российской шпионки» Анны Чэпмен? В американских залах суда, куда не допускаются теле- и фотокамеры, художники, работающие для новостных агентств, за несколько часов могут заработать сотни долларов. Однако такая работа сопряжена с особыми сложностями, да и занятость возникает от случая к случаю — прежде всего, в связи с громкими разбирательствами, пишет обозреватель The Wall Street Journal об актуальном американском направлении изобразительного искусства.
В начале июля художница Джейн Розенберг (Jane Rosenberg) работала на заседаниях по делу российской шпионской сети, раскрытой в США. Она делала скетчи для телеканалов ABC, CBS, CNN, Fox и NBC и, в том числе, рисовала звезду этого шпионского скандала Анну Чэпмен. За свою 30-летнюю карьеру Розенберг успела побывать на многих громких процессах, в частности, в ее послужном списке — слушания по делу создателя финансовой пирамиды Берни Мэдоффа (Bernie Madoff) и разбирательство распавшейся звездной пары — режиссера Вуди Аллена и актрисы Мии Фарроу (Mia Farrow), отсудившей право единоличной опеки над детьми.
Розенберг, которая также любит работать на пленэре, на улицах Манхэттена, в жанре городского пейзажа, говорит, что в суде художник должен отвоевать удобное место, чтобы можно было рассчитывать на удачный ракурс и хорошо видеть истцов, ответчиков, судей. Приходится делать быстрые пастельные наброски и следить, чтобы рисунок не размазался. Если повезет и заседание оказывается довольно долгим, художник успевает внимательно зафиксировать моделей, а если слушания короткие, остается только надеяться, что образ будет схвачен с первого взгляда.
Из всей российской шпионской сети в центре общественности, таблоидов и всемирной паутины оказалась, прежде всего, Анна Чэпмен из-за ее яркой внешности и стиля жизни. Однако из зарисовок с судебных заседаний было бы, наверное, трудно понять причины ее такой славы, комментирует The Wall Street Journal. «Трудно добиться, чтобы персонаж выглядел гламурно на быстром скетче», — говорит Розенберг. По словам художницы, мало кому к лицу освещение ламп дневного света в зале суда. Да и сама модель очень нервничала и была напряжена, Розенберг, по ее собственному признанию, пыталась отразить то, что видела.
Коллега Розенберг, Кристин Корнелл (Christine Cornell), рисовавшая скетчи для Reuters и нескольких телевизионных редакций, говорит, что старалась передать очарование Чэпман, но не уверена, что ей это удалось. Во-первых, она пришла к залу судебных заседаний только за час до начала слушаний, тогда как многие ее коллеги к тому времени уже простояли в ожидании несколько часов и в порядке «живой» очереди заняли первый ряд, а Корнелл досталось менее удачное место за спинами впереди сидящих или даже стоящих. За час необходимо было изобразить 11 ответчиков-шпионов, кроме того, на небольшой картинке (примерно 50х65 см) нужно было уместить еще судью, прокуроров и адвокатов.
По окончании слушаний художники поспешили из зала заседаний на улицу, где их уже ждали фотографы, чтобы быстро сделать снимки с рисованных эскизов и переправить их в редакции.
Некоторые судебные художники в США работают и акварелью. Мы видим их работы и просто воспринимаем их визуально, даже не задумываясь, каково это — держать в одной руке палитру, другой рисовать, при этом постоянно следить, чтобы никто не толкнул: не разлить бы воду в сумке.
По словам художницы Викки Берингер (Vicki Behringer) из Калифорнии, нью-йоркские залы суда — пастельные, калифорнийские — акварельные. Сама Берингер говорит, что неприятностей с красками у нее практически не бывает. Напротив, пастель мажется и вызывает у нее кашель. А акварель быстро высыхает, да и наносить ее можно крупными мазками.
Работа у художников в залах судебных заседаний не постоянная, занятость возникает от случая к случаю, и самый прибыльный вариант — если к услугам художника обращаются сразу несколько информагентсв. Билл Роблес (Bill Robles), освещавший, в том числе, процесс Майкла Джексона, говорит, что получает от 500 до 600 долларов в день с клиента. Он рисовал слушания по иску американского правительства против нового миграционного законодательства штата Аризоны для восьми разных информслужб, и это был очень хлебный день.
Художники сохраняют судебные скетчи, иногда авторы продают работы моделям — судьям или адвокатам, цена при этом может достигать от 500 до 1500 долларов. Корнелл говорит, что однажды рисовала по заказу одного из адвокатов, слушавшееся тогда дело было ничем не примечательно для новостных агентств. Многие судьи по всей стране по-прежнему не хотят допускать в залы заседаний операторов и фотографов, поэтому для художников в судах работа в обозримой перспективе всегда найдется, комментирует обозреватель The Wall Street Journal.