Миллионы из Дагестана дошли до суда через Внуково
Солнцевский суд Москвы приступил к рассмотрению скандального дела о «внуковском канале» контрабанды в Москву крупных сумм, возможно, бюджетных денег из Дагестана. В этот же день президент Медведев раскритиковал полпреда Хлопонина за ситуацию в Дагестане и уволил главу МВД республики
Читать на полной версииСолнцевский суд Москвы в среду приступил к рассмотрению громкого дела о хищении около 30 млн рублей в аэропорту Внуково сотрудниками московского управления внутренних дел на воздушном и водном транспорте (УВД на ВВТ). На скамье подсудимых трое: бывший начальник отделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики УВД на ВВТ майор Александр Адамов и его подчиненные, оперуполномоченные майоры Сергей Чечель и Игорь Воронов. По версии следствия, милиционеры похитили часть денег, привезенных в Москву предпринимателями из Дагестана. Подсудимые вину не признали.
В зал суда арестованных больше года назад милиционеров доставили под конвоем. Своих лиц они не прятали. Более того, активно шли на контакт с прессой. Подсудимые заявили, что ни в чем не виноваты, а уголовное дело — месть за то, что они попытались пресечь нелегальный канал по обналичке денежных средств, которые чуть ли не ежедневно возили в Москву из Дагестана. «Следствие не стало проверять законность получения этих денег, — сказал Александр Адамов. — Мы доказали, что это бюджетные деньги».
Подсудимый предполагает, что это были откаты столичным чиновникам за выделение средств на реализацию различных федеральных программ. Об этом свидетельствуют имеющиеся в деле материалы прослушки телефонных разговоров людей потерпевших. Из них следует, что в столицу ежедневно везли по 15-20 млн долларов, сказал Адамов. Он сообщил, что вначале получателей денег подозревали в причастности к деятельности незаконных вооруженных формирований. «Однако нам не дали это проверить, а дело отобрали», — отметил арестованный.
Любопытно, что такие обвинения прозвучали в тот день, когда президент Медведев раскритиковал работу полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина, особенно за ситуацию в Дагестане, сменил главу МВД этой республики и признал, что «деньги в рамках больших (федеральных целевых — BFM.ru) программ размазываются и не так рельефно выделяются».
Загадочная история
История, в центре которой оказались сотрудники отделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики УВД на ВВТ, началась 17 сентября 2008 года. В этот день милиционеры задержали в аэропорту Внуково сотрудника ЧОП «Карат» Шамиля Мамилабагандова и официально не работавшего Кураммагомеда Алиева. Они прилетели из Махачкалы и привезли с собой 15 спортивных сумок. В них оказались 359,5 млн рублей, 1,7 млн долларов и 645 тысяч евро.
Курьеры прямо на летном поле принялись выгружать из самолета неоформленный багаж. Забрав сумки, оперативники в сопровождении понятых и курьеров проследовали в дежурную часть ЛОВД «Внуково». Дальнейшее развитие событий напоминало кадры из боевика. Здание отдела окружила толпа из полусотни дагестанцев, требовавших вернуть деньги и угрожавших, что пока их не отдадут, никто наружу не выйдет. А наиболее активные даже перекрыли выход из здания машинами. Для того, чтобы разрядить ситуацию, пришлось вызывать ОМОН.
Изъятые деньги начали пересчитывать на месте, в ЛОВД. Процесс затянулся далеко за полночь. Оказалось, что суммы значительно превышают те, которые были указаны в сопроводительных документах. Этим, как считают следователи, и решили воспользоваться начальник отделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики УВД на ВВТ майор Адамов и подчиненные ему оперуполномоченные: лейтенант Марат Юнусов, а также майоры Сергей Чечель и Игорь Воронов.
По версии следствия, после того, как Мамилабагандов и Алиев в присутствии понятых подписали акт (в нем была указана изъятая сумма), милиционеры попросили курьеров расписаться на чистых листах, якобы для проведения почерковедческой экспертизы.
А когда те покинули ЛОВД, подменили одну из страниц акта, занизив общую сумму перевозимых денег. Следствие утверждает, что затем милиционеры забрали из сумок чуть больше 20 млн рублей.
Деньги из холодильника
Через два дня ситуация повторилась. У сотрудников милиции появилась оперативная информация, что 19 сентября в Москву тем же рейсом из Дагестана вновь повезут деньги, а на борту самолета находятся два безбилетника. «Зайцев» действительно поймали. С собой они везли 3 сумки, в которых было 47,6 млн рублей. Часть денег сотрудники ЛОВД обнаружили в холодильнике для еды у стюардов, а одним из безбилетников оказался бортпроводник, летевший не в свою смену.
По данным обвинения, вскоре в ЛОВД появились те же Адамов, Чечель и Юнусов. Они произвели досмотр сумок, похитив из них 8,103 млн рублей.
Права на деньги, изъятые 17 и 19 сентября во Внуково, предъявили четверо бизнесменов: Асельдер Гитинов, Мухтар Пидуриев, Руслан Гамидов и Ибрагим Пашаев.
Адамову и его подчиненным предъявили обвинения только в июне 2009 года. Тогда же все четверо были арестованы. Трое обвиняемых в ходе следствия отрицали свою вину. А вот Марат Юнусов в январе 2010 года неожиданно для всех пошел на сотрудничество со следствием и дал признательные показания. Свою роль в деле милиционер постарался свести к минимуму, заявив, что «за работу» Адамов заплатил ему лишь 10 тысяч рублей. Юнусова отпустили из-под стражи.
Его дело Солнцевский суд Москвы рассмотрел в особом порядке, который возможен, если подсудимый полностью согласен с предъявленным обвинением. 12 мая суд приговорил Юнусова к 3 годам и 9 месяцам лишения свободы, арестовав в зале суда.
Суд отклонил просьбу о залоге
В среду начались слушания по основному делу. Адвокаты подсудимых подняли вопрос об изменении их подзащитным меры пресечения. Защитники Адамова и Воронова сообщили, что родственники подсудимых готовы внести за каждого из подсудимых залог по 200 тысяч рублей. А адвокат Сергея Чечеля Андрей Хохлов предложил освободить своего клиента под залог в 100 тысяч. Он ссылался на плохое состояние здоровья обвиняемого, отметив, что 38-летний Чечель последний месяц провел на больничной койке в СИЗО (он страдает заболеванием сердца — BFM.ru).
Однако судья Анатолий Королев ходатайство об освобождении подсудимых отклонил, отказавшись также вернуть дело прокурору для устранения недостатков, допущенных, по мнению защиты, на следствии.
После этого прокурор Наталья Брускова изложила фабулу обвинения, указав, что все трое — Адамов, Воронов и Чечель — превысили должностные полномочия, совершили кражу и служебный подлог (статьи 286, 158 и 292 УК).
Подсудимые свою вину отрицали. «Данное уголовное дело было возбуждено с одной лишь целью — выдать денежные средства потерпевшим и вынести незаконный отказной материал о привлечении их к уголовной ответственности», — выразил свое отношение к обвинению Адамов. Он отметил, что вначале он и его коллеги проходили по делу только как свидетели. «Обвинение нам было предъявлено после того, как мы попытались вывести на чистую воду сотрудников Московского межрегионального следственного управления на транспорте, Департамента собственной безопасности МВД и дагестанцев. Поэтому и сидим», — заключил он.
«Это не обвинение, а вывернутые наизнанку факты!» — поддержал бывшего сослуживца Игорь Воронов. Сергей Чечель сказал, что готов опровергнуть каждое слово обвинительного заключения.
На этом заседание завершилось. Слушания продолжатся завтра допросом свидетелей.
Деньги продолжали исчезать и на следствии
Адвокаты обвиняемых в беседе с BFM.ru предположили, что доказать невиновность подсудимых будет непросто — слишком много было предпринято усилий для того, чтобы посадить милиционеров. По мнению Владимира Саруханова, защитника Александра Адамова, кто-то явно поставил задачу наказать стражей порядка, а «внуковскому каналу» дать возможность и дальше работать.
Адвокат отметил, что уже в ходе следствия из одной из сумок с деньгами куда-то исчезли 5 млн рублей. «Следователь в течение 3 дней пересчитывал купюры, находившиеся в 18 сумках, подробно описывая их количество и номинал. Но если сложить все указанные в протоколе суммы, выходит на 5 млн рублей больше», — сказал Саруханов.
Он считает, что личности потерпевших не заслуживают большого доверия. Так, один из них — Асельдер Гитинов и его брат Адильбек (некоторым данным, братья занимаются ювелирным бизнесом), в октябре 2009 года были осуждены Черемушкинским судом Москвы за незаконную предпринимательскую деятельность (статья 171 УК). Суд пришел к выводу, что вместе с другим коммерсантом братья с апреля по ноябрь 2008 года обналичили более 240 млн рублей.
Родственники подсудимых сильно сомневались в объективности дела Адамова и других. В первую очередь потому, что следствие курировал пойманный в начале этого лета на взятке замначальника отдела Московского следственного управления на транспорте Григорий Дымовец, а через некоторое время по тому же делу арестовали и его начальника Ивана Кожевникова.
«Дымовец раз за разом признавал все действия следователя законными. Очередную жалобу обвиняемых он отклонил как раз в тот день, когда его задержали сотрудники ФСБ», — сказал отец Александра Адамова Вячеслав.