Бизнес Израиля в Турции не пострадал
Экономические отношения Турции и Израиля поразительным образом почти не пострадали от скандала с так называемой «флотилией мира». Израильский бизнес присутствует не на полках супермаркетов в Стамбуле, а в высоких технологиях
Читать на полной версииТурецкие власти балансируют на грани разрыва дипотношений с Израилем, однако экономические отношения двух стран поразительным образом почти не пострадали от скандала с так называемой «флотилией мира». Не исключено, что многие турки даже не подозревают о том, насколько их повседневная жизнь зависит от израильских товаров и услуг, пишет газета The New York Times. Мобильные телефоны, которыми пользуются турки, плазменные телевизоры и персональные компьютеры — все это и многое другое произведено с использованием израильских технологий.
Как говорит глава Израильско-турецкого делового совета Манаше Кармон, подобное неведение — это настоящая благодать и для турок, и для израильтян. «Туркам будет очень сложно объявить бойкот израильским товарам, поскольку их нет в турецких супермаркетах. Однако большая часть программного обеспечения в высокотехнологичных отраслях — от мобильной телефонии до медицинского оборудования — произведена в Израиле. Так что если турки не хотят отказаться от пользования компьютерами, бойкот Израиля будет означать самобичевание», — полагает бизнесмен.
31 мая флотилия пропалестинских активистов попыталась прорвать израильскую блокаду сектора Газа; один из кораблей был захвачен израильским спецназом, при этом погибло 9 турецких граждан. Реакция турецкого премьер-министра Реджепа Эрдогана была яростной: он запретил израильским военным самолетам использовать турецкое воздушное пространство и, по данным турецкой газеты Hurriyet, сравнил нацистскую свастику с шестиконечной звездой. Израиль ответил отзывом военных советников из Турции, а израильские туристы отказались от посещения турецких курортов, что, по оценкам аналитиков, может обойтись Турции в 400 миллионов долларов.
Между тем, в Турции обращают внимание на то, что турецкая армия не поддержала антиизраильскую кампанию правительства. «В то время как политики пытаются нажить политический капитал на конфликте, армия хранит поразительное молчание, — заявил в интервью NYT ведущий турецкий обозреватель Мехмет Алтан. — Как Израиль, так и турецкая военная элита, желают, чтобы Турция оставалась светским государством. Так что они преследуют общие цели».
И действительно, всего через несколько недель после инцидента с «Флотилией мира», в Израиль прибыла турецкая военная делегация для ознакомления с тем, как израильтяне используют самолеты-беспилотники в борьбе с палестинскими террористами в Газе. Контракт на приобретение Турцией израильских беспилотников на 190 миллионов долларов не был расторгнут, хотя израильтяне и отозвали своих советников из Анкары в знак протеста против действий и высказываний премьера Эрдогана. Это же относится к контракту на модернизацию израильтянами турецких танков на 700 миллионов долларов. Более того, оба партнера сейчас пытаются экспортировать результаты совместной работы в другие страны.
Турция была одним из первых государств, которые признали образование государства Израиль в 1948 году. Со временем обе страны выстроили прочные военные и торговые отношения, хотя политические связи не раз подвергались серьезным испытаниям — в особенности, с приходом к власти Реджепа Эрдогана с его исламистским прошлым. Помимо инцидента с флотилией, можно припомнить бурную реакцию Эрдогана на выступление израильского представителя в Давосе в 2009 году, когда премьер Турции демонстративно покинул форум. Или события января 2010 года, когда правительство Турции потребовало извинений за то, что замминистра иностранных дел Израиля усадил в своем кабинете посла Турции на диван, который находился на чуть более низком уровне, чем кресло замминистра. Израильтяне тогда, кстати, принесли требуемые извинения.
Однако во время всех этих конфликтов бизнесмены двух стран сохраняли хладнокровие.
Существуют различные мнения относительно того, кто кому больше нужен — израильтяне туркам или турки израильтянам. Ведущий турецкий экономист Синан Ульген отмечает, что турецкий экспорт в Израиль составляет всего 1,5% от общего объема турецкого экспорта, который в прошлом году составил 102 млрд долл. По этому показателю Израиль занимает лишь 17-е место в числе внешнеторговых партнеров Анкары. Со своей стороны, Израиль поставил товаров в Турцию на 1,04 млрд долл в том же году; Турция является восьмым по значению внешнеторговым партнером для этой страны. Турки говорят, что с их помощью Израиль выходит на закрытые для него рынки арабских стран. Израильтяне отвечают, что без них Турция не могла бы активно торговать с Соединенными Штатами.
Официально двусторонний товарооборот составляет 3 млрд долл. Впрочем, аналитики убеждены в том, что реальный объем экономического сотрудничества значительно больше. Это объясняется тем, что израильский бизнес присутствует на турецком рынке не прямо, а в основном, в виде СП, пишет The New York Times.