BFM.ru продолжает совместный проект с Google. Крупнейшая поисковая система предоставляет список наиболее часто встречавшихся за день запросов, а BFM.ru освещает одну из тем. Один из самых популярных запросов четверга — пожар на базе ВМФ. СКП возбудил уголовное дело по факту происшествия, которое Минобороны скрывало на протяжении нескольких дней. СКП возбудил уголовное дело по статье «халатность» из-за происшествия, которое Минобороны скрывало на протяжении нескольких дней. Такой базы вовсе не существует, заявляли в военном ведомстве. Если еще что-нибудь загорится, ответят все, предупредил президент министра обороны.

Хорошо, что в наши дни военные не состоят в партии. В прежние времена подполковника Виктора Биронта, прежде чем привлечь к уголовной ответственности, исключили бы из партии (в которой он, разумеется, состоял бы). В наши дни президент Дмитрий Медведев уволил с работы ряд высокопоставленных офицеров ВМФ, а других поручил уволить министру обороны, что тот и сделал. Теперь подполковника, командира сгоревшей базы ВМФ под Коломной, вероятно, будут судить — в следственные органы, которые всегда проявляют чудеса оперативности в направлении, обозначенном начальственным гневом, уже направлены материалы для привлечения к уголовной ответственности командира сгоревшей базы — за халатность.

В остальном ничего нового история со сгоревшей базой, с точки зрения отечественных нравов, нам не сообщает. База сгорела 29 июля, но и спустя несколько дней после этого министерство обороны устами сотрудников своей пресс-службы продолжало уверять журналистов в том, что не только серьезного происшествия не было, но и базы такой в Коломенском районе не имеется. Мол, был небольшой пожарчик, на территории одной из воинских частей, но ничего страшного не произошло. Не случись президенту разгневаться, так бы все и думали, что журналисты в очередной раз напридумывали небылиц.

Кстати, в четверг в Интернете появилась еще одна «небылица»: помимо авиабазы ВМФ в Коломенском районе тот же пожар якобы уничтожил и центр связи Генштаба. Минобороны эту информацию опровергло. 29 июля рядом с узлом связи из-за пожара в лесу «действительно возникла угроза возгорания технической территории — антенных полей», но пожар был потушен, говорится в поступившем в РИА «Новости» сообщении Минобороны. 

Пока что достоверно известно, т.е. известно со слов представителя СКП, что только на локализацию пожара на авиабазе потребовалось не менее восьми часов. Сгорели: штаб, финчасть, клуб, 2 бокса автопарка, 13 хранилищ с авиационно-техническим имуществом, 17 открытых площадок для хранения техники вместе с находившимися на них автомобилями, сообщило агентство РИА «Новости» в четверг.

О том, что база сгорела, стало известно во вторник, на следующий день после того, как в Подмосковье ввели режим чрезвычайной ситуации из-за пожаров. Днем позже, в среду, президент Дмитрий Медведев на совете безопасности учинил флотскому начальству форменный разнос, предупредив главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого о неполном служебном соответствии. Многим другим флотоводцам также крепко досталось по нисходящей линии. Еще до завершения расследования глава государства, на основании предварительной проверки, пришел к убеждению, что «произошедшее — это просто невыполнение должностных обязанностей, преступная халатность». И вот, пожалуйста, подполковнику Биронту инкриминируют преступление, предусмотренное статьей 293 часть 1: «халатность, повлекшая крупный ущерб».

Президент, будучи юристом, конечно, сразу разобрался в составе преступления. Будучи политиком, он счел, что скорая расправа будет иметь и большой воспитательный смысл, причем не только для военных, но и для гражданских структур, о чем сам же и сказал: «Если что-то подобное произойдет в других местах, в других ведомствах, поступлю точно так же, безо всякого сожаления», — пообещал Медведев.

Вынесение предупреждения о несоответствии — это последняя мера перед снятием с должности. Пожар стал лишь причиной для кадровой чистки, предположил в интервью изданию GZT.RU президент Института стратегических оценок Александр Коновалов.

Впереди — выборы президента и парламента, и для кандидатов сейчас важны стартовые позиции. На выборы пойдет кто-то один — Путин, либо Медведев, так что поменять верхушку на тех людей, «которые будут обязаны своим назначением тебе», сейчас было бы весьма кстати, полагает Коновалов. По его мнению, самая слабая «предвыборная» точка Медведева — отсутствие команды. При этом он не считает вынесенное президентом наказание слишком строгим. «Нам не сообщают об истинных потерях из-за пожара, но, скорее, всего, речь идет о миллиардах долларов. Во многих странах, если в каком-то ведомстве происходит криминал, глава этого ведомства уходит в отставку»,— сказал Коновалов.

Президент проявляет похвальную последовательность, раз за разом увольняя заподозренных им в халатности военных. Так, после того, как в ноябре 2009 года на складе боеприпасов ВМФ в Ульяновске случились два ЧП — вначале пожар и взрывы, а затем взрывы неразорвавшихся при первом происшествии снарядов, — Медведев уволил ряд высокопоставленных офицеров, во главе с начальником инженерных войск ВС Юрием Балховитиным и начальником Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны Олегом Чикиревым.

Тогда также были сказаны суровые слова, которые, однако, не стали уроком другим высоким чинам в Минобороны. В среду Медведев уже напрямую обращался к главе министерства со словами: «Министру нужно взять все под прямой контроль… Если еще что-нибудь такое загорится, ответят все».