Есть все-таки в нашей стране скрытые резервы по борьбе с коррупцией. Халатность и раздолбайство госаппарата может существенно сократить коррупционный оборот в стране.

С 1 января 2011 года все импортеры и производители бытовой техники не смогут поставлять свою продукцию в торговые сети без заключения о ее энергоэффективности. Об этом напоминает газета «Ведомости». А газета, в свою очередь, узнала об этом от Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).

Тема энергосбережения у нас чрезвычайно популярна в последнее время. В прошлом году президент Дмитрий Медведев несколько раз возвращался к вопросу о чудовищной — по сравнению с развитыми странами — энергоемкости российского ВВП. Одним из шагов было предложение законодательно закрепить отказ от оборота ламп накаливания. Сначала — мощностью более 100 Вт (с 2011 года), а потом и вообще всех (с 2014 года). А поскольку энергосберегающие лампы экономят электроэнергию, но не деньги потребителей, так как в разы дороже и не всегда в разы дольше служат, обсуждалась и идея субсидирования перехода на прогрессивные осветительные приборы в быту.

Журналисты отшутились по поводу кредитов на «лампочку неИльича» и стали забывать про тему, тем более, что грянули модернизация с инновациями. А вот Дума не забыла и в ноябре 2009 года приняла закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Там сказано и про лампочки, что «с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более…», и про другие электроприборы, в том числе про холодильники, телевизоры и стиральные машины. Таким образом, эти и другие электробытовые приборы нельзя будет продавать без отметки в техдокументации и на этикетках о классе энергетической эффективности прибора. В соответствии с приказом Минпромторга, изданном во исполнение упомянутого закона, заключения о классе энергоэффективности должны выдавать аккредитованные лаборатории.

Нетрудно догадаться, как такие заключения будут выдаваться. Можно с высокой степенью вероятности предположить, что аккредитованных лабораторий на всех не хватит. Возникнут длинные очереди на испытания. Обязательно возникнет бизнес по ускорению прохождения очередей и по облегчению самой процедуры прохождения освидетельствования на энергоэффективность. Словом, нормальный привычный и понятный коррупционный поток: здесь вход, здесь — выход. Любой практикующий продавец электробытовой техники (и не только техники) может рассказать, как это устроено на других «контрольных пунктах» по ввозу и сертификации любого товара.

Но нет, похоже, в этом конкретном случае коррупции поставлен надежный заслон. Скоро год, как принят закон «Об энергоэффективности», скоро полгода, как издан приказ Минпромторга, и скоро Новый год, после которого без соответствующей справки нельзя будет ничего электробытового продавать, но справки выдавать некому. Нет аккредитованных лабораторий — не будет и коррупции в деле получения нужных в данном случае справок.

Так что холодный расчет показывает: с коррупцией можно бороться — с помощью раздолбайства и халатности.