Недавно руководство Клуба топ-менеджеров 4CIO решило ознакомить членов клуба с продукцией Apple и провело заседание на тему «Продукты Apple для бизнеса и для повседневной жизни». Выбор темы, по сообщению 4CIO, обусловлен тем, что последние несколько лет были крайне успешными для компании Apple и, как следствие, все громче стали говорить о преимуществе Mac перед PC. А в результате повсеместной iPod-, iPhone- и iPad-мании встал вопрос о возможности использования продуктов Apple в бизнесе. На этот вопрос и планировалось ответить на заседании клуба.

Условно прошедшее мероприятие можно разделить на две части. В рамках одной из них члены клуба, использующие продукты Apple, делились опытом работы с Macbook и гаджетами со своими коллегами, пока еще не попавшими под воздействие iPod, iPhone и iPad. Другую часть заседания условно можно назвать просветительской — здесь генеральный директор компании ECS Евгений Бутман вкратце описал исторический и коммерческий путь Apple в России. И надо отметить, что его выступление произвело сильное впечатление на аудиторию — слушатели если и не были заворожены, то находились в состоянии весьма близком к этому.

Первым своим опытом «i-пользователя» решил поделиться директор управляющего офиса 4CIO Алексей Кравченко. По его словам, к тому чтобы попробовать в работе Macbook Air его подтолкнули надоевшая борьба с настройками, постоянные «тормоза» и «нелогичность» PC-платформы. Да и захотелось чего-то нового. При этом Кравченко отметил, что в ходе освоения новой техники он столкнулся с проблемой некорректной работы офисных приложений и доступа к используемой в 4CIO CRM-системе MS AX (Axapta). Дело в том, что в названной системе доступ возможен только через браузер Internet Explorer. Одним из вариантом решения этой проблемы может стать использование виртуальной машины, но она, в свою очередь, «тормозит» на Macbook. Чтобы избежать эти и других проблемы совместимости ПО на платформе Apple, по словам Алексея Кравчено, надо стремиться к использованию программных решений, встроенных в Mac OC X: почтового агента, календаря, адресной книги.

Клуб 4CIO — Московский клуб IT-директоров (CIO). В настоящее время он считает себя собранием профессионалов, которые осознают значимость информационных технологий для повышения уровня управляемости и конкурентоспособности экономики России и хотят объединиться для неформального обсуждения профессиональных проблем, координации усилий и оказания помощи друг другу.
 

История Apple, рассказанная Евгением Бутманом оказалась едва ли не приключенческой. Так, для многих стало едва ли не открытием то, что в начале 90-х годов прошлого века продукты Apple были распространенным корпоративным стандартом на Западе. Были, по словам Бутмана, и весьма крупные проекты у Apple в России. Такому широкому распространению способствовали удобство пользования и легкость обучения. Также в то время на рынке автоматизации предприятий присутствовали СУБД, написанные под решения Apple. По словам Бутмана, на пике своего расцвета Apple занимала около 14% американского корпоративного рынка.

Но были, по его мнению, и минусы, которые привели впоследствии к маргинализации компании и ее продуктов. Так, в частности, Apple избегала альянса со своими конкурентами Microsoft и Intel. А потом компания получила «страшный удар» — Microsoft выпустила ОС Windows 95. Тогда же началось радикальное удешевление PC, активно начали развивать бизнес производители компьютеров на базе Intel-платформы — Compaq, HP и др. В результате, Apple пришлось уйти из серверного сегмента.

В дополнение к этому было еще несколько моментов, которые способствовали маргинализации Mac ОС, считает Евгений Бутман, «с одной стороны, Apple участвовала в антимайкрософтовском альянсе, а с другой — на корпоративном сегменте начался переход от СУБД к решениям класса ERP, что повлекло за собой появление идеологии клиент-сервер, которая никак не совпадала с идеологией Apple».

«На этом беды для компании не закончились, — рассказал Бутман, — в середине 1990-х Intel обогнала Apple по производительности процессоров в два раза. Тогда компании и пришлось принимать радикальные меры — сокращать направления работы и персонал, обеспечивать совместимость своих решений с Intel-платформой. Причем, если говорить о персонале, то во многих IT-компаниях костяк или значительную его часть составляют бывшие сотрудники Apple».

В России у Apple были и остаются проблемы. И связаны они с характером наших пользователей. «Их можно сравнить с водителем «Жигулей», который по выходным расстилает коврик и лезет с ключом под машину. То есть для российского пользователя персональный компьютер — конструктор Lego, который надо или можно собирать, настраивать. А продукты Apple — машины, к которым с гаечным ключом не подступишься — его некуда сунуть. Поэтому Apple не просто в России проникнуть в широкие массы», — считает Евгений Бутман.

Также глава ECS рассказал, какими «хитрыми» путями Apple возвращается, в том числе на корпоративный рынок. Началом этому процессу послужил выпуск iMac. «Под них компания стала создавать вокруг себя субкультуру. Так, был выпущен простенький iPod — покупатели этих устройств стали покупать iMac. Под это была создана экосистема сторонних компаний, занимавшихся наращиванием функционала iPod и созданием аксессуаров к нему. Потом появился iPhone и была запущена программа iStore — по разработке всеми желающими приложений для этого устройства. Тем самым, считает Евгений Бутман, число пользователей и партнеров, привязанных к Apple, значительно увеличилось».

При этом Apple заняла твердую позицию, что все устройства должны общаться между собой только через Сеть. И это также начинает давать свои плоды. Сейчас вокруг множество разных сетей. Идет сближение домашних и корпоративных пользователей. А Apple постаралась, чтобы ее «i-решения» можно было использовать и дома, и на работе, а в совокупности — создать на их основе виртуальный офис, за счет защищенности, синхронизации и совместимости.

«Если говорить о подходе Apple только к корпоративному сегменту, то его можно охарактеризовать, как яблочное хамство, — сказал Бутман. — Компания считает, что она не должна заботиться о создании систем на основе ее решений. «Мы даем инструмент, делайте с ним что хотите. Стройте с помощью тех же системных интеграторов свои информационные системы», — говорят в Apple. А в целом, компания стала на путь Blackberry — она выступает за перенос корпоративных решений на мобильную платформу. Поэтому в скором времени следует ожидать появления устройств по конвергенции продуктов компании в комплексное решение».

Рассказ Евгения Бутмана произвел впечатление — по итогам заседания в 4CIO посчитали, что «даже у самых ярых противников Apple не осталось сомнений в эффективности и жизнеспособности этой системы». Впрочем, от IT-директоров можно было услышать фразы о том, что для себя использовать продукты Apple можно, а пускать их в бизнес — не стоит. Да и сам допуск пока является только условным. Так, по словам одного из участников мероприятия, у него на предприятии всего несколько Macbook, они стоят у топ-менеджеров. Но на этих «машинах» установлена не Mac OC X, а все тот же Windows.