Китай рвется четвертым в «большую тройку»
Китай активно продвигает свое рейтинговое агентство Dagong Global Credit Rating. Потеснить Moodys, Fitch и S&P быстро не удастся, считают эксперты, но компаниям, идущим на китайский рынок, альтернативный рейтинг не помешает
Читать на полной версииКитай активно взялся за продвижение своего, китайского, конкурента ведущих мировых рейтинговых агентств Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s and Fitch Ratings.
Глава крупнейшего рейтингового агентства КНР Dagong Global Credit Rating Гуань Цзяньчжун обвинил своих западных конкурентов в том, что они были виновниками финансового кризиса. «Финансовый кризис был вызван тем, что рейтинговые агентства не раскрыли должным образом риск, — заявил он, передает AFP. — Это привело к тому, что финансовая система США в целом находилась на грани развала, что вызвало огромный ущерб США и их стратегическим интересам». По словам главы Dagong, Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch стали слишком близки со своими клиентами.
Китайский эксперт раскритиковал практику «рейтингового шоппинга», при котором компания выбирала для оценки то агентство, которое давало ей более хороший рейтинг. В острый период финансового кризиса именно этот факт ставился в упрек агентствам регуляторами рынка. Регуляторы критиковали все три ведущие рейтинговые агентства за то, что те поддерживали рейтинги «токсичных» ипотечных бумаг на высоком уровне, когда этот рынок рухнул в США в 2007 году.
По мнению главы крупнейшего рейтингового агентства КНР, Китай как один из основных кредиторов в мире должен иметь больше рычагов влияния на то, как рейтингуются страны и их долги. Напомним, Китай имеет самый большой запас валютных резервов в мире, которые на конец июня достигли рекордных 2,454 трлн долларов. «Китай — это крупнейшая страна-кредитор в мире, и с ростом и восстановлением страны мы должны иметь право слова в вопросах рейтингов государств», — заявил Гуань Цзяньчжун.
Созданное в 1994 году частное агентство Dagong опубликовало свой собственный кредитный рейтинг стран мира на прошедшей неделе. США и еще 17 стран, в числе которых Канада, Великобритания, Франция, Япония по оценке китайского агентства получили рейтинги ниже, чем по версии Moody's, Fitch и S&P. В то же время девять развивающихся стран, включая Китай, Россию и Бразилию, получили, напротив, более высокую оценку, нежели по выкладкам агентств из США.
Стоит напомнить, что это уж не первая инициатива со стороны Китая. Так, на саммите «Большой двадцатки» в Канадском Торонто месяц назад председатель КНР Ху Цзиньтао призвал к «объективным, справедливым, разумным и единым методам и стандартам для суверенных кредитных рейтингов».
Логика появления альтернативных рейтинговых агентств именно в Китае понятна, говорит в интервью BFM.ru член правления Евразийского банка развития (ЕАБР), начальник управления корпоративного финансирования и финансовых институтов Дмитрий Красильников. «Китай является крупнейшим торговым партнером и инвестором в американскую экономику, в частности, в ГКО США, в которых хранится значительная доля валютных резервов КНР. Поэтому удивление вызывает лишь то обстоятельство, что создание такого альтернативного «домашнего» рейтингового агентства с международным фокусом не произошло ранее», — говорит Дмитрий Красильников.
«Вместе с тем, не ставя под сомнение экономическую мощь Китая и наличие гарантированного рынка у создаваемого там альтернативного рейтингового агентства (как минимум, за счет гарантированного, как минимум одного, но самого крупного клиента — государства), я скептически отношусь к перспективам возможности большей независимости у данного института, чем в случае с большой тройкой», — считает член правления ЕАБР Дмитрий Красильников. По словам эксперта, если такая независимость не утопична, то она возможна «лишь там и тогда, когда агентство сложно заподозрить в возможном лоббировании интересов тех, кто, в конечном счете, влияет на его существование, а иногда и напрямую платит по его счетам». «Учитывая специфику китайской экономики и политической системы, такое лоббирование сегодня выглядит весьма вероятным», — полагает Красильников.
Однако «большая тройка» западных рейтинговых агентств приобретала свою репутацию не год и не два, напоминает в интервью BFM.ru заместитель начальника управления анализа долговых рынков ФК «Открытие» Евгений Воробьев. «Новый игрок, тем более такой специфичный, как Китай, не сможет в ближайшей и среднесрочной перспективе приобрести вес, сопоставимый с Moody's, Fitch и S&P», — полагает эксперт.
В настоящие время наличие рейтинга от Dagong Global Credit Rating не актуально, поскольку их оценки не признаны официально мировым сообществом, говорит BFM.ru вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Емелин. «Будут ли китайские рейтинги менее политизированы и более экономически обоснованы в другой ситуации, учитывая политическую систему страны, это еще большой вопрос. Но как альтернативная экспертиза, они интересны, и шансы добиться признания международного сообщества а агентства, безусловно, есть, учитывая нарастающее влияние Китая на мировую экономику», — отмечает банкир.
Вместе с тем, китайский рейтинг может потребоваться российским (и не только российским) компаниям, если они захотят осваивать рынок Китая. «Что касается перспектив получения банком рейтингов агентства Dagong, то очевидно, что при определенных условиях это может стать целесообразным», — говорит представитель ЕАБР. Среди таких условий — гипотетический будущий выход банка на китайский рынок капитала, «либо при превращении данного агентства в по-настоящему глобальное, масштаба большой тройки, на рейтинги которого будут ориентироваться не только китайские, но и крупнейшие международные инвесторы». Впрочем, вероятность возникновения данных обстоятельств на сегодняшний день оценить сложно, заключает Красильников.