В Москве на Кунцевской улице у местного отделения Сбербанка появился кобрендинговый сосед. В одном здании с отделением крупнейшего российского банка предприниматели собираются открыть «Сбербар» под слоганом «Еда рядом», сообщает рекламный портал AdMe.ru. Напомним, слоган «Сбербанка» — «Всегда рядом». Помимо окончания слова, фирменный стиль нового бара отличается от фирменного стиля «Сбербанка» цветом — насыщенный красный вместо зеленого, логотипом — «пакман» вытянулся, сгладил угол и приобрел ножку от бокала, а также временем работы. Как говорится в объявлении, «Сбербар» обслуживает только физических лиц с 12 дня до 12 ночи, сообщает интернет-ресурс.

На вывеске «Сбербара» упоминается некое ООО «Санта». Компания с таким названием и реквизитами действительно зарегистрирована в ЕГРЮЛ по адресу Москва, Кунцевская улица, 10/8 еще с 2004 года. Однако до этого, если верить адресным книгам и ресторанным отзывам, там находилось кафе под названием «Загуляй». «Злачное место. Основная публика — шумные невоспитанные пьяные мужички с «дамами» такого же плана. Когда публика разогревается, очень часто устраивают «разборки» прямо перед дверьми этого кафе. Обслуживание отвратительное... Музыка всегда включена так громко, что разговаривать невозможно даже двум рядом сидящим людям», — описывает один из интернет-пользователей свои впечатления от предшественника «Сбербара» на wikimapia.org.

В Сбербанке «из-за пресс-конференции» не смогли оперативно ответить на вопрос BFM.ru, известно ли банку о таком «кобрендинге».

Стоимость бренда «Сбербанк», принадлежащего крупнейшему российскому банку, оценивается в 11,7 миллиарда долларов, и он, по расчетам журнала The Banker и компании Brand Finance, занимает 15 место в рейтинге самых дорогих банковских брендов в мире.

Впрочем, если Сбербанк решит судиться со «Сбербаром», просто и однозначно доказать, что это стопроцентный плагиат, будет нелегко, считает Александр Еременко управляющий партнер брендингового агентства BrandLab Moscow. «Название модифицировано и начинает носить совершенно новый смысл. То, что это плагиат, нужно будет подкреплять специальными исследованиями и доказывать, что потребители теперь путают Сбербанк со «Сбербаром». По формальным признакам это можно квалифицировать как подделку и использование чужого бренда, введение потребителя в заблуждение. Но с точки зрения смысла доказать это будет очень сложно, потому что потребитель спокойно может увидеть, что это бар», — поясняет Еременко.

В одном здании с отделением крупнейшего российского банка предприниматели собираются открыть «Сбербар» под слоганом «Еда рядом». Фото: www.adme.ru

Создателям «Сбербара» может угрожать довольно крупный штраф для такого, судя по всему, небольшого бизнеса. «Если факт незаконного использования товарных знаков «Сбербанка» будет доказан в суде, с ООО «Санта» могут быть взысканы убытки, причиненные таким незаконным использованием, либо компенсация в пользу Сбербанка (по выбору самого Сбербанка)», — говорит BFM.ru старший юрист международной юридической фирмы CMS Олеся Акимцева. Размер компенсации может составить от 10 тысяч рублей до 5 млн рублей либо равняться двукратному размеру стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака, говорит юрист. Суд, кроме того, может обязать «Санту» прекратить незаконное использование товарных знаков Сбербанка, в частности, удалить их с вывески.

«Если Сбербанк вместо убытков решит требовать выплату компенсации, сумма такой компенсации составит, по усмотрению суда, от 10 тысяч до 5 миллионов рублей», — подчеркивает специалист.

Шансы получить компенсацию от кунцевского «соседа» у банка велики. «По моему мнению, бизнесмены используют обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком (знаком обслуживания), права на который принадлежат Сбербанку», — говорит BFM.ru старший юрист Группы компаний «Крикунов и Партнеры» Олег Зайцев.

Впрочем, кого могут заинтересовать услуги «Сбербара», пока неясно. «Вполне возможно, что для части банкиров это может быть достаточно стебным и привлекательным, — высказал предположение в интервью BFM.ru Александр Еременко. — Я про банкиров говорю только потому, что они любят поглумиться. Когда с другим брендом что-то происходит, они радостно к этому относятся. Для представителей финансового сектора назначить, например, встречу в «Сбербаре», это просто прикольно. Но эта идея краткосрочная и скоропортящаяся. Дальше прикола она не пойдет и вряд ли выйдет в серьезный проект. Через год уже придется менять название и вывеску. Простому потребителю «Сбербар» не нужен».