Причудливая история архивов Кафки дошла до суда
Из банковского хранилища в Цюрихе в рамках тянущейся уже 2 года судебной тяжбы из-за наследства Франца Кафки извлечены дневники, письма и рукописи одного из величайших писателей ХХ века. Сама история архива по-кафкиански причудлива
Читать на полной версииИз банковского хранилища в Цюрихе в рамках тянущейся уже 2 года судебной тяжбы из-за наследства Франца Кафки извлечены дневники, письма и рукописи одного из величайших писателей ХХ века. Первыми их читателями станет группа немецких литературоведов. Вполне вероятно, что анализ бумаг, среди которых могут оказаться и ранее неизвестные работы, прольет свет на жизнь и творчество Кафки. «Эти документы имеют огромное значение для исследования творчества писателя», — говорит Вилко Штефенс (Wilko Steffens) из немецкого Общества Кафки. Да и сама история архива, которую приводит The Independent, по-кафкиански причудлива. Непонятно даже, кто является законным владельцем архива писателя.
Франц Кафка, родившийся в Праге в 1883 году, при жизни был малоизвестным еврейским писателем, опубликовавшим всего несколько коротких произведений на немецком языке. Он жил отшельником и умер от туберкулеза в 40 лет в 1924 году. Незадолго до смерти в санатории под Веной писатель поручил своему другу и секретарю Максу Броду сжечь рукописи. Но Брод, проигнорировав просьбу, напечатал несколько произведений. Так из-за нарушения последней воли Кафки тот посмертно превратился в одного признанных литературных гигантов Европы.
После вторжения фашистов в Чехословакию в 1939 году ревностный сионист Брод, сложив рукописи Кафки в чемодан, перебрался в Палестину. Впоследствии он обзавелся домом в Тель-Авиве, а также секретарем-экономкой и, как предполагается, любовницей Эстер Хоффе.
Брод умер в 1968 году, перед этим передав часть литературного наследства Кафки в архивы в Израиле и США. Остальные документы он оставил Хоффе. На протяжении следующих 4 десятилетий куча бумаг хранилась в ее грязноватой квартире, где кроме хозяйки и двух ее дочерей обитали с десяток кошек. С тех пор литературоведы могли только гадать, что же содержат эти документы, среди которых, по некоторым данным, может находиться рукопись неоконченного романа «Свадебные приготовления в деревне». Хоффе никого не допускала к архиву.
Женщина считала, что в ее праве делать с документами, что она пожелает. Кое-какие бумаги Кафки она продала. Так, в 1988 на аукционе Sotheby’s с молотка за 1,1 млн фунтов ушла рукопись «Процесса». Кстати, однажды Эстер Хоффе задержали в израильском аэропорту имени Бен Гуриона по подозрению в контрабанде. В ее сумке нашли письма и дневник Кафки.
После смерти женщины в 2008 году принадлежавшие ей рукописи Кафки отошли ее дочерям, Еве и Руфи. Разделив бумаги на 5 частей, они поместили их в банковские хранилища в Израиле и Цюрихе. На прошлой неделе суд в Израиле распорядился вскрыть ячейки в Тель-Авиве, сейчас очередь дошла и до швейцарской части наследия Кафки.
Впрочем, битва за неопубликованные документы Франца Кафки еще в самом начале. Израильский суд должен постановить: возвращать ли бумаги в банковские хранилища или разрешить их публикацию. Самому Кафке эта запутанная история, без сомнения, понравилась бы, резюмирует The Independent. Разумеется, если не учитывать того немаловажного обстоятельства, что он пытался предотвратить все эти интриги, завещав уничтожить свои бумаги.